Большую любовь, всю силу вдохновения и знаний вкладывает Человек в свои изобретения. Даже в те, что несут разрушения и смерть. Всегда находятся оправдания, что это всё для защиты и поддержания миропорядка.

Всё это в полной мере относится и к изобретению чуда человеческой мысли — авианосцам.

Взлет с авианосца

Идея соединить авиацию и флот зародилась ещё в конце XIX века. Тогда в качестве авиации, взлетающей с кораблей, использовали аэростаты. Неэффективность и малая манёвренность аэростатов, заставили задуматься над более совершенными проектами — создания плавучих аэродромов для самолётов. 14 ноября 1910 года идея обрела реальные черты, с палубы крейсера «Бирмингем» впервые взлетел самолёт. Через два месяца самолёт не только взлетел, но и смог совершить посадку на палубу корабля.

Гарри

В боевых действиях авианосцы впервые приняли участие в годы Первой мировой войны. Из ведущих воюющих стран Второй мировой войны лишь США, Великобритания, Япония и Франция использовали авианосцы. СССР и Италия так и не смогли реализовать свои проекты по созданию кораблей этого класса. Германия спустила на воду авианосец «Граф Цеппелин», но этот корабль, ни разу не вышел в море и в боевых действиях участия не принимал. 24 апреля 1945 года был затоплен собственным экипажем. Летом 1945 года его подняли со дна и зачислили как боевую единицу в ВМФ СССР, но по договору 1947 года был повторно затоплен, уже навсегда.

Фото авианосца

Сегодняшние авианосцы — это настоящие плавучие военные базы, в которых синтезированы многие роды войск. Эти гиганты способны доставить в короткие сроки целые эскадрильи в любую точку океана, к любому побережью земного шара. Кроме того, современные авианосцы оснащены стратегическим ядерным и ракетным оружием.

Рассмотрим наиболее больших представителей этого класса боевых кораблей, не забыв по традиции заглянуть на страницы истории.

 

HMS Argus (Великобритания)

HMS Argus

«Аргус», названный в честь мифологического героя, стал первым авианосцем классической компоновки, вошедший в состав ВМФ Великобритании. До этого для взлёта и посадки самолётов использовали линейные корабли, изменяя их конструкцию. На «Аргусе» впервые была построена плоская взлётно-посадочная палуба.
Военное время изменило планы кораблестроения Великобритании. Изначально «Аргус» планировалось использовать, как пассажирский транспорт, но 16 сентября 1918 года он был спущен на воду, как авианосец.

К «Аргусу» была приписана эскадрилья Sopwith Cuckoo. В модифицированной конструкции с усилением зенитного и артиллерийского вооружения «Аргус» принимал участие во Второй мировой войне. После получения сильных повреждений в бою с немецкой подводной лодкой и авиацией 10 ноября 1942 года, «Аргус» был списан и использовался как учебное судно.

Создание «Аргуса» подстегнуло другие страны к реализации проектов по созданию плавучих аэродромов.

Хотите узнать о крупнейших битвах Второй мировой войны? На thebiggest.ru есть очень интересная статья об этом.

 

Лексингтон (США)

ЛексингтонUSS Lexington (CV-2)

«Лексингтон» водоизмещением 30 000 тонн в 20-е годы ХХ столетия стал самым крупным судном в мире этого класса. Свой первый большой авианосец американцы строили 4 года и спустили на воду в октябре 1925 года.

Длина корабля составляла 270,6 метров, а ширина полётной палубы 39,6 метра. При больших габаритах авианосец развивал скорость в 34 узла. На палубе корабля размещалось 70 самолётов различных модификаций. Больше всего палубная эскадрилья «Лексингтона» насчитывала истребителей — 22 единицы. В том числе в состав авиации входили 12 торпедоносцев.

Во время налёта на Перл-Харбор «Лексингтон» был у атолла Мидуэй. Поучаствовав в небольших боях с японскими кораблями, и 8 мая 1942 года в бою с японскими авианосцами «Сёкаку» и «Дзуйкаку» был подбит и затонул.

 

Синано (Япония)

Синано авианосец

Японским конструкторами и судостроителями был создан самый крупный авианосец времён Второй мировой войны.

После победного налёта на Перл-Харбор Японцы потерпели ряд существенных неудач на Тихоокеанском театре военных действий. С целью возвращения превосходства Японии в океане, 28 ноября 1944 года в свой первый боевой поход вышел крупный авианосец «Синано».

Его палуба поражала современников своими размерами, 256 на 40 метров. На авианосце было установлено современное зенитное вооружение, артиллерийские орудия, 12 зенитных неуправляемых ракет. На авианосце размешалось 42 самолёта.

Судьба «Синано» оказалась трагичной. Через 17 часов после первого выхода в море, американская подводная лодка SS-311 выпустила по кораблю 6 торпед. Получив повреждения, «Синано» затонул. Сопровождающие его эсминцы спасли 1080 человек из экипажа «Синано», 1 435 человек были объявлены пропавшими без вести.

Читайте также: Самые большие корабли в истории.

 

Айова (США)

iowa

Этот тип линейных кораблей ВМФ США нельзя полностью назвать авианосцами. Все 4 корабля, построенные по этому проекту в годы Второй мировой войны, создавались как быстроходные корабли, способные противостоять надводному и подводному флоту противника.

В августе 1943 года «Айова» заступила на боевое дежурство в норвежских водах, где, по сведениям разведки, действовал германский гигант «Тирпиц». Да и американский корабль имел в длину 270 метров.

Кроме стандартного артиллерийского вооружения, на «Айове» были расположены две катапульты для запуска гидросамолётов. Всего на линкоре было предусмотрено 3 самолёта. Площадок и ангара для самолёта на судне предусмотрено не было, два самолёта постоянно находились на катапультах, третий стоял на палубе между ними.

После Второй мировой войны «Айова» принял участие в военных действиях в Корейской войне. С июля 2012 года корабль-музей стоит в порту Лос-Анджелеса.

 

Мидуэй (США)

Мидуэй

Мидуэй стал самым первым тяжёлым авианосцем, сконструированным конструкторами США. Спроектированный в начале 1940-х годах, он вступил в строй 10 сентября 1945 года, так и не успев поучаствовать в боевых действиях Второй мировой войны.

Спроектированный на основе британских разработок, «Мидуэй» значительно превосходил корабли этого класса по технико-тактическим характеристикам. Длина корабля составила 295 метров, а ширина взлётной палубы — 41,45 метра. 12 двигателей и 4 турбины позволяли тяжёлому из-за брони и вооружения авианосцу развивать скорость в 33 узла.

Суда этого типа стали боевыми долгожителями, более 40 лет находясь в составе ВМФ США. «Мидуэй» принимал участие в послевоенных конфликтах во Вьетнаме и Корее. В 1991 году обеспечивал поддержку авиацией и ракетами наземную операцию американских войск в Ираке. 11 апреля 1992 года «Мидуэй» списали и сделали музей.

А о самых нелепых видах оружия Второй мировой читайте на thebiggest.ru.

 

Адмирал Кузнецов (Россия)

Адмирал Кузнецов

Авианосец был построен ещё во времена Советского Союза на Николаевском судостроительном заводе, и на сегодня единственный кораблю такого типа в составе ВМФ России.

Судьба корабля удивительным образом была связана с историей страны, в которой он был спроектирован и построен. Началось строительство 1 сентября 1982 года под именем «Рига». В 1982 году после смерти генерального секретаря в ноябре 1982 года, ему строящийся корабль переименовали в «Леонид Брежнев». В недостроенном виде был спущен на воду в 1985 году. 11 августа 1987 года авианосец переименовали и его боевые испытания 1988-1989 гг проходили под именем «Тбилиси».

Корабль имел ряд существенных недоделок и неполадок, из-за чего неоднократно возвращался в доки. 4 октября 1990 года получил своё теперешнее имя «Адмирал Кузнецов». Двадцатилетний период своей истории, вплоть до 2011 года, авианосец или стоял на ремонте или переделывался.

Авианосец адмирал Кузнецов

«Адмирал Кузнецов» один из самых больших кораблей этого класса. Его длина 302 метра, наибольшая ширина — 71,9 метра. На авианосце в боевом развёртывании расположено 28 самолётов и 24 вертолёта.

Российский авианосец во многом уступает американским аналогам. С самого начала эры строительства авианосцев в России не прижилась эта идея. После военной операции в Сирии в 2016 — начале 2017 года, «Адмирал Кузнецов» возвращён на базу приписки. Thebiggest очень надеется, что на смену «Адмиралу Кузнецову» в ближайшем будущем придет мощный, функциональный и надежный авианосец. Хотя подобных разговоров в военных кругах не наблюдается.

 

Джон Кеннеди (США)

Авианосец Джон Кеннеди

«Джон Кеннеди» стал последним авианосцем американского проекта «Китти-Хок», начатого ещё в 40-е годы ХХ столетия.

Первый боевой поход это боевое судно совершило 7 сентября 1968 года. Длина авианосца 320,6 метра, ширина в самом широком месте равняется 76,8 метра. На своей палубе корабль может разместить до 80 самолётов.

Неприятный инцидент произошёл с авианосцем в 1975 году, когда в результате столкновения с крейсером «Белкнап», крейсер полностью сгорел. И это был не единственный случай столкновения с другими судами. После боевых дежурств в основном у берегов Европы, «Джон Кеннеди» в 2007 году выведен из состава американского флота и находится в резерве.

Реанимировали корабль кинематографы, сняв его в сцене фильма «2012», где цунами, несущая на себе авианосец, обрушивается на Белый Дом.

 

Форрестол (США)

Авианосец Форрестол

Авианосец, который гордо носил имя первого министра обороны США, был первым кораблём этого типа, который конструировали под реактивную авиацию.
1 октября 1955 года «Форрестол» вышел из порта в свой первый океанский переход. По тем временам это был огромный корабль длиной в 325 метров и шириной — 72,5 метра. На палубах судна и взлётной полосе размещалось до 90 единиц летательной техники.

Плавучий аэродром «Форрестол» принимал активное участие в поддержке наземных операций американской армии, но этот корабль можно назвать самым невезучим.

Во флоте его так и прозвали «Зиппо» из-за частых пожаров, возникающий на судно. Было и так, что ракета, выпущенная с корабля, стала причиной пожара, который продолжался 14 часов.

Корабль списан с флота в 1993 году. «Форрестол» у ВМФ США за один цент купила одна из компаний и разрезала на металлолом в 2015 году.

Читайте также: Самые мощные армии мира.

 

Китти Хок (США)

USS Kitty Hawk

«Кити Хок», введённый в строй в 1961 году, стал последним кораблём на турбовинтовых двигателях. После него в оснащении авианосцев США использовали только атомные реакторы.

Ещё одной особенностью этого авианосца стало почти полное отсутствие артиллерии. На палубе длиной 326 метров и шириной 86 метров размещалось 80 самолётов. «Кити Хок» по этому показателю в 2008 году занимал 5-е место.

Корабль принимал активное участие в боевых действиях. В 1992 году в операции в Сомали и в Персидском заливе. В 2000 году в Японском море два российских самолёта пролетели над американским авианосцем и отослали сделанные снимки на веб-сайт корабля.

«Кити Хок» выведен из состава флота в 2009 году. Некоторые источники сообщали, что авианосец хочет купить Индия.

 

Нимиц (США)

Нимиц

Американский авианосец с атомной силовой установкой, общим водоизмещением 106 300 тонн, был разработан в 1960-е годы. Корабли этого типа относятся к самым большим военным судам в мире.

«Нимиц» ввели в эксплуатацию в 1975 году, и он принимал участие в военных операциях в Югославии и Ираке.

Длина корабля 332 метра. Самолёты могут взлетать как с носовой части корабля, так и с боковой взлётной полосы. Максимально «Нимиц» может принять на борт более 80 самолётов, но обычно в походах на палубах авианосца располагается 64 самолёта и вертолёта.

25 января 1987 года самолёт EA-3B «Скайуорриор» совершал аварийную посадку на полосу авианосца с неработающей системой наведения на корабль. С «Нимица» взлетели все самолёты, а на полосе выставили заграждения для торможения ЕА-3В. Но и это не помогло, самолёт упал за борт и 7 членов экипажа погибли.

Срок эксплуатации кораблей типа «Нимиц» 50 лет, а ядерных установок — 25 лет. Всего спущено на воду 10 авианосцев этого типа.

 

Энтерпрайз (США)

Энтерпрайз

Первый в мире авианосец с ядерной силовой установкой был спущен на воду в 1960 году. Это единственный в своей категории авианосец, хотя США планировали создать 5 таких кораблей.

«Энтерпрайз» самый большой на сегодняшний день авианосец. Длина палубы этого военного судна 342 метра, ширина 78,4 метра. Свой первый боевой поход этот гигант совершил в 1962 году. 8 ядерных установок и 4 турбины позволяют кораблю развивать скорость в 33,6 узла, что равняется 62,2 км в час.

Участвовал во Вьетнамской войне. В это время был установлен рекорд — 165 вылета самолётов с борта авианосца за сутки. Всего же авиационная группа корабля составляет 90 самолётов. В 1990-2000-е активно участвовал во всех военных операциях США по всему миру.

За историю существования 25 раз совершил морские походы. Списан корабль 1 декабря 2012 года. Тогда же произошла и дезактивация ядерной установки.
На замену этого авианосца и кораблей типа «Нимиц» в ближайшее время планируется ввести в состав ВМФ США авианосец нового поколения «Джеральд Р. Форд».

 

«Джеральд Р. Форд» (США)

Джеральд Р. Форд

Авианосец на сегодняшний день достраивается и проходит испытательные мероприятия. Спустили авианосец на воду в 2013 году, и бутылку шампанского о борт корабля разбила дочь Джеральда Форда. Конструкторы оценивают, что судно готово на 70%.

Конструкция авианосца получила ряд усовершенствований. Во-первых, новая катапультная установка позволяет избегать больших нагрузок при взлёте самолётов. Во-вторых, ядерные установки производят на 25% больше энергии, чем на «Энтерпрайзе».

Размеры почти аналогичные предыдущим кораблям, 337 метров в длину и 78 метров в ширину. На «Джеральд Р. Форд» могут расположиться до 80 самолётов разных модификаций и вертолёты.

Введение в состав ВМФ США первого судна этого типа состоялось в 2017 году.

 

В заключение

Самый большой авианосец

Как видим, ведущие позиции в этом виде вооружения принадлежат США. Заявленный ещё президентом Вудро Вильсоном в 1918 году принцип на достижения США мирового господства, блестяще реализовывается в проектах по созданию авианосцев — океанских военных баз.

Это обусловлено и другими причинами. Германии и Японии запрещено строить военные корабли, и соответственно иметь военно-морской флот. Франция и Великобритания, войдя в состав НАТО, проводили политику в русле военной политики США. Военные доктрины этих стран не предполагали проведения отдельных крупномасштабных военных операций. Надобность в таком виде вооружения отпала.

Самые большие авианосцы мира

В СССР в 60-е годы прошлого столетия стали делать ставку на развитие баллистических ракет, как средства доставки ядерных зарядов. Предпринимаемые попытки не приводили к положительным результатам, которые бы могли удовлетворить военное руководство, и проекты по созданию авианосцев были свёрнуты.

Новый виток гонки вооружений, который наблюдается в последние годы, может вызвать к жизни новые виды больших кораблей, с палубы которых могут взлетать самолёты.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here