Самым первым транспортным средством, вернее даже способом передвижения в истории Человечества, стала лодка. Задолго до изобретения колеса, в период мезолита, где-то 11 тысяч лет назад, человек, сидя на берегу реки, увидел плывущее бревно. Подплыл к нему, обхватил, и понял, что таким способом можно преодолеть определенное расстояние, не делая никаких усилий и не затрачивая при этом энергию.

Бревно с течением времени превратилось в лодку, усовершенствовалось и сейчас моря и океаны бороздят комфортабельные лайнеры и транспортные суда больших размеров.

Корабль

Первые знания о земле люди стали получать именно во время морских походов. Древние греки, финикийцы, генуэзцы стали первыми пополнять копилку наших знаний о морях и очертаниях побережий.
Именно корабли позволили человеку познать весь мир, открыть новые земли, острова и континенты. Весь мир помнит экспедиции Кука, открытие Американского континента Колумба, первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Антарктиды Лазарева и Беллинсгаузена.

Сегодня трансокеанские переходы пассажирских лайнеров стали привычным делом. Основным предназначением водного транспорта является транспортировка людей и перевозка грузов. Наш рассказ мы и поведем о самых больших в мире транспортных кораблях.

Проект RSD44 «Волго-Дон макс»

Рузманкин

Нельзя упустить из виду и речной транспорт. Совершим небольшой экскурс и рассмотрим один проект речного транспортного пароходства.

Россия, как страна, имеющая наибольшее количество крупных рек и озер, одной из первых в мире стала реализовывать проекты по созданию кораблей для транспортировки грузов по рекам. На сегодня успешно реализуется Проект RSD44 «Волго-Дон макс».

За время реализации проекта с 2011-2012 году было создано 10 судов этого типа. Длина судов равняется 140 метров, габаритная ширина речных перевозчиков составляет 16,80 метров. Двигатели обеспечивают скорость в 10,5 узлов. Корабли «Волга-Дон» сделаны таким образом, что могут выходить из рек в воды озер и морей.

Продуманная конструкция судов этого проекта позволяют легко загружать и разгружать суда, а также обеспечивают надежность судна в эксплуатации. Эти нововведения коснулись в первую очередь корпуса. У кораблей 2 дна и двойные борта.

Дедвейт судов проекта проект RSD44 «Волго-Дон макс» при осадке в 3,60 метров составляет около 5 543 тонны, при осадке 3,53 м в море — 5 562 тонн. Общий объем грузовых трюмов кораблей этого класса — 7090 куб. метров. Многие корабли этого класса в коммерческих целях проданы иностранным компаниям. Корабли получили имена известных капитанов СССР и России.

Esso Atlantic

Esso Atlantic

Нефтяной мегатанкер своего времени, «Esso Atlantic» был построен в Японии в 1977 году. Длина корабля составляла 407 метров, в ширину танкер был 71,07 метров. По водоизмещению он также намного опережал своих сородичей — 516891 тонн.

Судно активно использовали европейские и азиатские компании для перевозки нефти в страны Европы из района Персидского залива.

С появлением новых проектов, судно «Esso Atlantic» устарело и было списано. В 2002 году его приобрела пакистанская компания, и он был разрезан на металлолом.

Mozah

Mozah

Танкер, предназначенный для перевозки сжиженного газа, стал крупнейшим судном класса Q-Max.

Размеры танкера воистину впечатляют. Его длина 345 метров, а ширина 54 метра. Высота бортов «Mozah» равняется 12 метрам. Валовый тоннаж этого корабля составляет 163 922 тонн.

Сконструировали этот танкер в 2008 году специально под перевозку газа из Катара. Это самый крупный танкер из построенной серии в 14 кораблей.

Vale Sohar

Vale Sohar

А вот «Vale Sohar», приписанный на Маршалловых островах, самый крупный сухогруз в мире. Его стали эксплуатировать в 2012 году.

С первого дня эксплуатации это судно стало собственностью Бразильской горнодобывающей компании. Его рейсы в основном совершаются между Бразилией и США.

Длина этого морского гиганта 362 метра. «Sohar» держит первенство и по дедвейту — 400 315 тонн.

CMA CGM Marco Polo

CMA CGM Marco Polo

Большое судно-контейнеровоз управляется французской компанией, расположенной в Марселе. Но портом приписки корабля является Лондон. В ноябре 2012 года было закончено строительство корабля, и он сразу, через 2 дня стал эксплуатироваться. Первым грузом «CMA CGM Marco Polo» стали рождественские подарки для детей и взрослых Европы.

Водоизмещение судна 175 343 тонны, при размерах: длина – 396 метров; ширина – 53,60; высота почти 30 метров.

Конструктивной особенностью контейнеровоза стало некоторое смещение рубки вперед для обеспечения лучшего обзора.

Судно несколько перестроили после начала эксплуатации. Посчитали, что прежде всего надо ставить не на скорость, а экономичность. На момент спуска на воду на корабле был установлен самый мощный на то время двигатель. Он был немного модифицирован, из-за чего скорость судна снизилась до 22,5 узлов.

Южнокорейская судостроительная компания получила заказы на постройку еще восьми судов подобного класса.

Mærsk Mc-Kinney Møller

Mærsk Mc-Kinney Møller

Датский контейнеровоз валовой тоннаж которого составляет 194 849 тонн. Один из самых длинных кораблей этого типа. Длина корабля 400 метров, а ширина 59 метров. Высота морского контейнеровоза почти 15 метров.

Вступил в эксплуатацию корабль, названный в честь руководителя компании с 1965 по 1993 год Кинни Миллера, в июле 2013 года. В августе 2013 года прошел через Суэцкий канал. Максимальная скорость этого контейнеровоза класса Е равняется 23 узлам.

Судно пришлось перестраивать, так как в портах не было кранов, приспособленных под его разгрузку и полностью загрузить судно. Из-за этого его считают самым неэффективным судном в истории морских перевозок. Деньги на реализацию проекта были затрачены большие, а вот окупаемость из-за неполной загрузки судна мала.

Blue Marlin

Blue Marlin

Самый большой корабль в мире для перевозки крупных и не стандартных грузов. Может принять на свою платформу, если их расположить друг на друга до 15 крупных речных сухогрузов.

Из-за большой палубы, площадь которой 11 227 м², может принять всевозможные грузы больших и негабаритных размеров. Длина «Blue Marlin» равняется 224,8 метра, а грузоподъемность судна 76 000 тонн. Скорость, которую развивает корабль, равна 14,5 узлов.

Blue Marlin

Конечно, вызывает уважение и удивление, когда увидишь эту мощную машину, созданную человеком. Управляется транспортник экипажем из 60 человек. Для каждого члена экипажа оборудована отельная каюта. На борту имеется бассейн, сауна и тренажерный зал.

Норвежская компания располагает на сегодняшний день двумя такими судами. У «Blue Marlin» есть корабль-близнец «MV Black Marlin». Два корабля были созданы одной «China Shipbuilding Corporation».
Два этих больших голландских корабля часто арендует ВМФ США для транспортировки своих линкоров и эсминцев.

Dockwise Vanguard

Dockwise Vanguard

Необычный по строению и предназначению корабль-док «Dockwise Vanguard» отправился в свой первый морской поход 1 февраля 2013 года под флагом Нидерландов. Особенностью корабля является его способность опускать погрузочную платформу ниже уровня моря.

Dockwise Vanguard

Из своего класса это второй по величине полупогружное доковое судно. Этот корабль способен перевозить грузы весом 110000 тонн. Длина корабля 275 метров, а ширина 79 метров.

Судно широко используется в нефте— и газодобывающей отрасли. Увеличились размеры добывающих вышек, устанавливаемых над шельфами. Для их транспортировки и понадобилось создания корабля, способного транспортировать их на большие расстояния. Кроме этого, «Dockwise Vanguard» используется для перевозки других судов и может выступать сухим доком для ремонта и переоснащения судов.
Для кораблей такого типа у транспортника довольно высокая скорость в 14,4 узла. Суеверия на море, больше чем на суше и 30 ноября 2012 года корабль «Dockwise Vanguard» окрестили.

CSCL Globe

CSCL Globe

Портом приписки одно из крупнейших в мире морских контейнеровозов «CSCL Globe» является Гонконг. Тоннаж этого судна 187 700 тонн.

В ноябре 2014 года корабль был спущен на воду и начал свои рейсы по перевозке грузов. На корабле установлен очень мощный дизельный двигатель, который дает возможность транспортнику развивать скорость в 20,5 узлов. Был случай, когда команда выжала из судна в открытом океане 22 узла. Головной двигатель, высотой 17 метров, является самым большим, из установленных на судах-контейнеровозах. В длину «CSCK Globe» равняется 400 метрам и шириной 59 метров. Экипаж для таких типов судов по современным меркам довольно большой – 31 человек.

CSCL Globe

Были случаи и посадки на мель. В 2016 году при отказе рулевого управления в северной части Индийского океана «CSCL Globe» сел на мель. Только после слива топлива, корабль удалось освободить с помощью специализированных суден.

Berge Stahl

Berge Stahl

Интересно получилось с транспортом «Berge Stahl». Самый большой в мире корабль для перевозки грузов насыпным способом (балкер) принадлежит крохотному государству, расположившимся в Ирландском море, острову Мэн.

Корабль был построен в рекордные сроки, всего за 5 месяцев, и 5 декабря 1886 года вышел в свой первый рейс. Длина палубы «Berge Stahl» составляет 342,08 метра. Специфика корабля по перевозке сыпучих грузов определили ширину корабля в 63,53 метра. На свою палубу судно может принять 175 720 тонн груза.

Berge Stahl

На балкере установлен всего один двигатель, который обеспечивает скорость передвижения по воде в 13 узлов.

Удивительный факт, что при полной загруженности корабль «Berge Stahl» могут принять под разгрузку только два порта в мире. В Бразилии это порт «Понта да Мадейра» и «Европорт» вблизи голландского Роттердама.

Emma Mærsk

Emma Mærsk

Датский судовладелец назвал этот большой корабль-контейнеровоз в честь своей покойной жены Эммы, которая умерла в 2005 году. А 8 сентября 2006 года на воду был спущен корабль водоизмещением 156907 тонн, на котором красовалась надпись «Emma Mærsk».

Размеры контейнеровоза были самыми большими среди судов подобного типа. Дина корабля немного недотягивала до 400-т метров и равнялась 397,71 метра и шириной 56,55 метра. Для своего класса это быстроходное судно, способное развить скорость в 33 узла.

Emma Mærsk

Для этого судна закрыт Панамский канал, что и определило маршруты перевозок. Из Азии через Суэцкий канал в Европу и дальше в Балтику. За год, если сложить общий километраж рейсов контейнеровоза, он 7 раз огибает экватор.

И грузоподъемность «Эммы» одна из самых больших в мире. На свои палубы корабль может принять 11000 контейнеров весом 14 тонн каждый. Этой океанской махиной управляет всего 13 человек.

Knock Nevis

Knock Nevis

Норвежский супертанкер бороздил морские просторы и под другими названиями «Seawise Giant», «Happy Giant». Действительно гигант с длиной корпуса 458 метра и 69 метров шириной. Водоизмещение танкера составляло 657 018 тонн. Один только якорь корабля весил 36 тонн. При таких размерах танкер развивал скорость в 13 узлов. Основное его предназначение перевозка сырой нефти.

Перестройка судна в 1977 году лишила его возможности проходить через Ла-Манш и Суэцкий канал. Осадка судна для этих объектов была слишком большая.

Knock Nevis

Мирному кораблю пришлось поучаствовать и в военных действиях. 14 мая 1986 года танкер был атакован иракским боевым истребителем. После атаки танкер сел на мель и в списках международных морских организаций считался затопленным. В 1988 году его выкупила, отремонтировала норвежская компания.

В конце XX–начале XXI века «Knock Nevis» был самым большим транспортным судном в мире. Прослужил корабль человеку 36 лет. Спустили его на воду в 1976 году, а в 2010 в индийском порту Аланг его утилизировали, в течение года, порезав танкер-гигант на металлолом.

MSC Oscar

MSC Oscar

Под флагом Панамы бороздит просторы мирового океана судно «MSC Oscar», самый крупный контейнеровозов в мире. Корабль имеет в длину 396 метров, а шириной этот корабль 59 метров. Общая грузоподъемность судна 197 362 тонн.

MSC Oscar

Контейнеровоз был спущен на воду в январе 2015 года. Его размеры и тоннаж позволяют заходить лишь в некоторые порты мира. За последние два месяца корабль зашел в пять портов. В 2017 году в два порта Китая и в декабре 2016 года в три порта в Европе (Антверпен, Роттердам и Синеш).

На «MSC Oscar» установлен двухтактный дизельный двигатель немецкой фирмы Man. Его мощность позволяет судну развивать скорость в 22,8 узлов.

Prelude FLNG

Prelude FLNG

Водоизмещение этого плавучего завода в 6 раз больше самого крупного авианосца в мире и составляет 600 000 тонн. «Прелюдия» — это завод по добыванию и переработке сжиженного природного газа. На сегодня «Prelude FLNG» самый большой плавучий объект на Земле. Его длина составляет 458 метров, а ширина – 74 метра. Поражает и высота этого гиганта. В высоту этот корабль достигает 105 метров. Сравните, что высота Останкинской башни 504 метра. То есть длина корабля всего лишь на 100 метров меньше. Управляет кораблем-заводом экипаж из 240 человек.

Prelude FLNG

Создание корабля стало реализацией идеи по разработке и добыванию природного газа с малых шельфовых месторождений, которые находятся далеко от побережья. Строить над подобными шельфами надводные вышки или подводные сооружения слишком дорогое и нерентабельное удовольствие. С появлением «Prelude FLNG» добыча стала возможна с наименьшими затратами.

Prelude FLNG

Корабль спущен на воду 30 ноября 2013 года и сейчас около 5000 человек задействованы в его достройке. Уникальность конструкции состоит в том, что плавучий завод устойчив к штормам и сильным ветрам 5-й категории, от 55 до 75 метров в секунду.

Заключение

Как видим, корабли разные нужны, корабли всякие важны. Гений человеческой мысли смог создать механизмы, которые намного тяжелее воды, свободно бороздят просторы морей и океанов. При своих огромных габаритах эти суда достаточно маневренны для своих типов. Да к тому же, перевозят крупногабаритные и тяжелые грузы. Удивления вызывает и тот факт, что эти суда обслуживаются и управляются небольшими экипажами, от 13 до 35 человек.

Трудно переоценить пользу морского транспорта для развития экономики, да и вообще развития Человечества. Сегодня ведутся разработки по созданию менее энергозатратных судов. Еще одной проблемой является охрана окружающей среды, поэтому разрабатываются и проекты с наименьшими выбросами вредных веществ в атмосферу.

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here