История такого сложного инженерного изобретения Человечества как туннель начинается еще в далекой древности. Люди каменного века с помощью простейших орудий труда научились прорубать проходы в скалах, во время горных выработок в рудниках и каменоломнях. Сегодня существуют различные тоннели, выполняющие разнообразные функции, и в нашем рейтинге самые длинные из этих уникальных сооружений. А чтобы было легче разобраться, разместим их по группам.

 

Железнодорожные

 

Готардский базисный тоннель (Швейцария)

Готардский базисный тоннель

Если не брать во внимание метро, то это инженерное сооружение под Лепонтинскими Альпами — самый длинный ж/д тоннель в мире.

Его протяженность 57,1 км, вместе со служебными и пешеходными ходами — 153,4 км. Направлен практически по линии Север-Юг. Северная часть берет начало у деревни Эрстфельд, а южная часть возле деревни Бодио.

Идеи о создании тоннеля появились еще в 60-е годы прошлого столетия, но построили его уже в XXI столетии, а открыли 31 мая 2016 года.

 

Тоннель Сэйкан (Япония)

Сэйкан

В 1954 году крупный тайфун в Санганском заливе затопил 5 паромов с пассажирами, после чего власти Японии приняли решение провести под заливом тоннель.

Проект был принят в далёком 1964 г., а строили и тестировали тоннель с 1964 по 1988 год. Тоннель между островами Хонсю и Хоккайдо, о которых мы писали в списке крупнейших островов планеты, залегает на глубине 240 м и проложен ниже морского дна на 100 м.

Таким образом, японское инженерное чудо самый глубокий, проложенный под дном моря тоннель в мире, а длина уникального сооружения 53,85 км. Примечательно, что 23,3 км проложены под водами залива.

 

Евротоннель (Великобритания / Франция)

Евротоннель

Самый длинный подводный туннель в мире торжественно открыли в мае 1994 г., а его протяженность под водами Ла-Манша составляет рекордные 39 километров. Длина объединяющего символа вместе сухопутными частями равна 51 км.

Уникальное сооружение, по которому сейчас курсируют поезда, возвели всего за 7 лет. Поезда между Парижем и Лондоном движутся со скоростью 300 км/час, а разрешенная скорость в тоннеле составляет 160 км/час.

Кстати, на нашем сайте TheBiggest.ru есть интереснейшая статья о самых быстрых поездах мира.

О сооружении тоннеля под проливом Ла-Манш, который бы связал Англию с континентальной Европой, начали говорить еще в конце XVIII столетия, но только во второй половине ХХ века технические возможности позволили реализовать такой уникальный проект.

 

Базисный туннель Лётчберг (Швейцария)

Lötschberg Base Tunnel

Полноценное функционирование тоннеля в Альпах началось в декабре 2007 г., а построили его с целью разгрузить автомобильный и пассажиропоток из Германии через Швейцарию в города Италии.

Его длина немного не дотянула до 35 километров, что ставит его на второе место среди подобных сухопутных сооружений. Как и Готардский, он стал составной частью крупного европейского транспортного проекта AlpTransit.

Базисный тоннель пропускает ежедневно до 110 грузовых и пассажирских поездов в сутки, тем самым выполняя свою основную задачу снизить нагрузку на другие транспортные магистрали.

А если Вы хотите узнать про самые длинные поезда, то переходите по ссылке! Наш сайт TheBiggest.ru любит всё самое большое, мощное, сильной и длинное!

 

Новый тоннель Гуанцзяо (Китай)

Новый тоннель Гуанцзяо

В китайской провинции Цинхай под высокой горой Гуанцзяо был пробит огромный тоннель на ж/д магистрали, связывающей Тибет и округа провинции Цинхай.

С общей протяженностью 32,64 км, он стал самым длинным в Китае. Работы усложнялись сложной геологической ситуацией, а также тем, что строительство проводилось на высоте 3 300 м над уровнем моря.

Открыли его в конце 2014 г., а до этого в течение 8 месяцев проводили тестирование основных конструкций сооружения.

 

Автомобильные

 

Лердальский тоннель (Норвегия)

Лердальский тоннель

Торжественное открытие самого длинного автотоннеля в мире состоялось в 2000 г., а строили его на протяжении 5 лет.

Длина сооружения в Норвегии составляет 24,5 км, а связывает он между собой два норвежских муниципалитета — Лердал и Эурланн. Высота гор в этом месте составляет 1 600 м над уровнем моря.

Отметим, что тоннель в Норвегии оборудован тремя искусственными пещерами, с целью отвлечь водителя от однообразного пейзажа протяженной бетонной конструкции.

 

Чжуннаньшаньский тоннель (Китай)

Чжуннаньшаньский тоннель

Один из длиннейших в мире и самый протяженный автомобильный тоннель в Китае был проложен сквозь породу горы Циньлин китайской провинции Шэньси.

Общая протяженность двухтрубного сооружения равна 18 км 40 м. Он связал два города Сиань и Жашуй, а по конструкции один из сложнейших, так проложен на большой высоте.

Его длина обусловили и внутренне украшение. На стенах имеются трехмерные изображения деревьев, нарисовано небо, чтобы водители не чувствовали напряжения во время преодоления длинного пути под горой.

Кстати, у нас на TheBiggest.ru Вы можете узнать о самых крупных городах Китая! Это мегаполисы, которые за считанные десятилетия стали крупнейшими городами планеты.

 

Большой Бостонский тоннель

Большой Бостонский тоннель

Крупнейшая, восьми полосная магистраль, проложенная под городом Бостон, стала самым дорогим в США проектом по строительству подобных сооружений.

Сеть автомобильных развязок под землей, общей длинной 5,6 км, помогла решить многие проблемы и значительно улучшить экологическую ситуацию. Уникальность его в том, что он проложен между метрополитеном и океанским заливом.

Открыли его в 1995 г., а общая стоимость проекта составила 14,6 млрд. долларов.

 

Готардский автомобильный тоннель

Готардский автомобильный тоннель

На третьем месте с длиной в 16,9 км прочно закрепился тоннель в Швейцарии, связавший два кантона — Ури на севере и Тачино на южном выходе.

Открыли его в 1980 г, и по сей день проезд автотранспорта по нему бесплатный. В силу обстоятельств, сейчас открыта только одна ветка, в которой для движение в разных направлениях выделена отдельная полоса.

В целях безопасности рекомендуется держать дистанцию между автомобилями в 150 м, а скорость не выше 80 км/час.

 

Евразия

Евразия

Автомобильный тоннель под Босфором с таким красивым наименованием открыли в 2016 году, и он связал азиатскую и европейскую части Стамбула и Турции.

Общая его длина составляет 14,6 км, из которых 5,4 км проложены непосредственно под водами пролива на глубине 106 м.

Отметим, что с 2014 года в Стамбуле функционирует железнодорожный проект «Мармарай», протяженностью 13,6 км, связавший железной дорогой Азию и Европу под Босфором.

 

Тоннели Москвы и России

 

Серебряноборский тоннель

Серебряноборский тоннель

По месту расположения на северо-западе российской столицы сеть из трех ниток еще называют Северо-Западный тоннель, а его общая протяженность равна 27 км.

Уникальное сооружение, предназначенное для движения автомобилей и поездов метро, было создано с целью сохранить уникальную природную зону Серебряноборского лесничества.

 

Лефортовский тоннель

Лефортовский тоннель

Тоннели в российской столице уникальны по конструкции и предназначению. Так инженерное сооружение в Лефортово стало заключительным участком третьего кольца.

Две нитки тоннеля, протяженностью 3,5 км, пролегли под рекой Яузой и красивым Лефортовским парком, и это самый протяженный автомобильный тоннель в Москве.

 

Сочинский тоннель

Адлер - Красная поляна

А вот самый протяженный тоннель в Сочи и вообще, длиннейший автотоннель в России, связал побережье Черного моря с высокогорным поселком Красная Поляна.

Его протяженность составляет 2,6 км, а на торжественном открытии в 2005 году по нему первым проехал Владимир Путин на автомобиле «Волга» 1956 года выпуска.

 

Северомуйский тоннель

Северомуйский тоннель

Тоннели БАМа, а их всего восемь, обеспечивают прохождение поездов в горных районах крупной железнодорожной магистрали.

Северомуйский тоннель в Бурятии, протяженностью 15,43 км, является самым длинным железнодорожным тоннелем в России, а торжественно открыли его для движения в 2003 году.

 

Гимринский тоннель

Гимринский тоннель

Тоннель в Дагестане, пробитый в скальных породах на глубине 90 м, является самым длинным автодорожным тоннелем на просторах Российской Федерации.

Его общая протяженность равна 4,3 км. Открыли его в 1991 году, что значительно облегчило транспортное сообщение Махачкалы с отдаленными горными районами республики.

 

Водопроводы

Нельзя не упомянуть и про длинные тоннели, по которым доставляется главнейший фактор жизни на Земле — вода.

 

Делавэрский акведук

Делавэрский акведук

Длина этого грандиозного сооружения 137 км, что делает его самым длинным туннелем в мире.

Открыли его в 1945 году, и вот уже многие десятилетия по нему подается вода из водохранилища Рондуу в один из крупнейших городов мира — Нью-Йорк.

Интересно, что годы строительства акведука в США, с 1939 по 1945 годы, совпали с датами начала и завершения Второй Мировой войны.

 

Водовод Пяййянне

Водовод Пяййянне

По югу скандинавской Финляндии на расстояние в 120 км протянулся уникальный тоннель-водопровод, по которому вода поступает в столичную агломерацию, население которой свыше 1 млн. человек.

Начинается он у красивого озера Пяййянне, и из-за большого уклона не тратится энергия на доставку воды, так как по водопроводу она движется самотеком.

Строили его 10 лет, и в 1983 году жители Хельсинки, а также близлежащих Эспоо, Ванта, получили очищенную воду из озера Пяййянне.

 

Необычные тоннели

В заключение представим наиболее интересные природные объекты и тоннели, расположенные в разных уголках нашей планеты. Опустим заброшенные тоннели, так как в основном они относятся к заброшенным веткам метрополитена.

 

Тоннель Любви

Клевань, Украина

Украина может похвастаться необычным природным тоннелем у поселка Клевань, что в Ровенской области.

Тоннель влюблённых, называемый так в туристических путеводителях, протяженностью 4 км, уникальное природное явление, образовавшееся над железнодорожным полотном в лесу.

 

Тоннель-дерево в Sequoia National Park

Sequoia National Park

Деревянные тоннели давно ушли в прошлое, но вот в одном из парков США, упавшее дерево не стали убирать, а сделали необычный проезд для автотранспорта.

Многовековая упавшая секвойя стала уникальной достопримечательностью национального американского парка.

 

Тауэрский тоннель

tower subway london

Проложенный под Темзой Тауэр-сабвей, имеет протяженность всего 411,48 м, но это один из старейших тоннелей в мире.

Первоначально проложенное под водой в 1870 году сооружение использовалось для проезда небольшого поезда с одним вагоном. Позже был переоборудован для пешеходов, а после строительства Тауэрского моста, используется как водопровод.

 

В заключение

Тоннель в ушах

Слово «тоннель» прочно вошло в обиход современного высокоскоростного мира, и в молодежной субкультуре тоннелем называется украшение, вставляемое в прокол в мочке уха, а в зимнее время у модниц в ходу согревающий и голову, и шею шарф туннель. В одной из компьютерных играх есть банда, название которой звучит угрожающе — «Туннельные змеи». Угадали что за игра?

Тоннель

Но все же тоннели были и остаются важными архитектурными сооружениями, помогающие людям преодолевать естественные преграды, а также доставлять необходимые вещества на большие расстояния.

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here