ТОП-10 самых больших вулканов в мире

Вулкан Природа

Вулканы — одни из самых уникальнейших геологических образований, и если абстрагироваться от опасности, которую они порой несут Человечеству, поражают своим величием и красотой. Наука, изучающая вулканы, подразделяет их на действующие вулканы, спящие и потухшие. Рассмотрим наиболее крупных представителей этого геологического чуда природы.

Опасные, но такие притягательные, вулканы сформировались над трещинами в земной коре миллионы лет назад. В действующих вулканах на поверхность выходит магма, образуя вулканическую лаву, сметающую все на своем пути.

Вулкан

Пусть и не засвидетельствованные в истории факты, но с опасностью, которую представляют вулканы для человека, древнейшие предки людей столкнулись еще в период позднего палеолита, эру формирования земной поверхности. Древние греки дали дымящим и дышащим жаром горам имя бога Вулкан.

Из античной истории к нам дошли и свидетельства первых трагедий, связанных с извержениями вулканов. Под лавой и вулканическим пеплом погибли города Помпеи и Геркуланум.

Самые большие вулканы по абсолютной высоте

Абсолютная высота означает насколько пик превышает уровень моря.

Сангай (5 230 м)

сангай вулкан

Уникальный вулкан, расположившийся на склоне Анд, в Эквадоре имеет на своей вершине три кратера, диаметром от 50 до 100 метров.

Сангай относится к молодым и беспокойным вулканам. Вулканологи по геологическим отложениям предполагают, что вулкан сформировался около 14 000 лет назад. Наблюдать за этим вулканом начали с 1628 года, именно к этому году относится первое, зафиксированное в истории извержение вулкана Сангай.

Последние два извержения произошли в 2007 и 2016 году.

В периоды спокойствия вулкана, туристы, посещающие одноименный Национальный парк Эквадора, могут взобраться на вершину и детально рассмотреть кратеры.

Попокатепетль (5 424 м)

Попокатепетль

«Дымящийся холм» так переводится название этого вулкана с ацтекского языка наунатль. Расположился вулкан на Мексиканском нагорье. Попокатепетль полностью подтверждает свое название. Даже в спокойном состоянии вокруг его вершина окутана облаком пепла и газа. Рядом с вулканом находится потухший вулкан Истаксиуатль. Попокатепетль и Истаксиуатль стали героями ацтекского героического эпоса.

Несмотря на опасность, вокруг вулкана раскинулись густонаселенные поселки и города. Некоторые поселки расположились непосредственно на склонах вулкана, и жителе постоянно подстерегает опасность.

Однодневное извержение произошло 27 марта 2016 года. Вулкан выбросил в небо километровый столб дыма и пепла и успокоился.

Испанский конкистадор Диего де Ордас, совершивший восхождение на Попокатепетль, приказал внести изображение вулкана на свой родовой герб.

Эльбрус (5 642 м)

Эльбрус

Эльбрус самая высокая горная вершина не только России, но и Европейского континента. По высотному показателю Эльбрус входит в 7-ку самых высоких вершин планеты.

Описание вершины встречается у древних географов и историков Азии и Европы. Скорее всего, из персидского языка пришло к нам и название вулкана — Аль-борджи, что означает «Вздымающийся».

Эльбрус ученые относят к потухшим вулканам, но на его склонах иногда происходят землетрясения и выбросы сернистых газов. Это обстоятельство дает основания некоторым ученым-вулканистам классифицировать вулкан, как затухающий.

Вокруг Эльбруса широко развита туристическая инфраструктура. Для удобства туристов множество туристических баз, приютов для альпинистов и смотровых площадок. Первое восхождение на вершину состоялось в далеком 1829 году. Сегодня каждый альпинист мира мечтает покорить Эльбрус.

Орисаба (5 610 м)

Орисаба

Самой высокой вершиной Мексики является вулкан Орисаба. Местные жители еще называют вулкан Ситлалтепетль, что означает «Звезда гора». Действительно, высота вулкана может отнести его к категории звездных.

Наибольшую активность Орисабы зафиксировали в период Средневековья. С 1569 по 1630 год было зафиксировано 7 сильнейших извержений. Последнее произошло в 1687 году.

Орисаба относится к спящим вулканам и является местом паломничества туристов со всего мира. С целью сохранности уникального вулкана и природы вокруг горы властями Мексики был создан заповедник.

Мисти (5 822 м)

мисти вулкан

Высота перуанского вулкана Мисти составляет 5 822 метра. Из-за такой высоты вершина вулкана покрыта снегом.

Мисти относится к активным вулканам, последнее сильное извержение произошло в 1985 году. Уникальность вулкана в его строении. Мисти имеет три концентрических кратера. Во внутреннем кратере ученые отмечают небольшую активность.

Исторические источники засвидетельствовали, что мощное извержение вулкана в XVI веке заставило жителей города Арекипы спасаться бегством. Но гора и помогает людям. Многие здания Арекипы («Белый город») построены из вулканических отложений вулкана, которые имеют белый цвет.

На склонах вулкана проходят археологические исследования. В 1997 году были открыты и исследованы 6 инкских мумий. Возможно, это жертвы, принесенные соплеменниками огнедышащему Мисти.

Килиманджаро (5 881 м)

Килиманджаро

Самая высокая вершина африканского континента — вулкан Килиманджаро. До 1918 года гора носила название «Вершина кайзера Вильгельма», но с падением Германской империи, была переименована. Ученые относят вулкан к потенциально активным, но, что интересно, в истории не зафиксировано ни одного его извержения. Этнографы и историки. Изучая местные сказания и легенды, помогли вулканистам при исследовании вулкана. Из легенд стало ясно. Что вулканическая активность Килиманджаро происходила где-то 150 000–200 000 лет назад.

Интересно, что и плоскогорье Масаи, на котором расположился вулкан, находится на высоте 900 метров над уровнем моря. Что делает вершину еще величественнее.

Первый, кто упомянул заснеженные вершины Килиманджаро был Птолемей, который занес вулкан на свои карты во II веке до н.э. В Новое время немец Иоханес Ребман 11 мая 1848 году повторно открыл вулкан миру.

Как и Эльбрус, Килиманджаро пользуется популярностью среди альпинистов всего мира. Интересно, что при восхождении на вершину, альпинист пересекает семь климатических зон. Несмотря на то что вулкан расположен на самом жарком континенте Земли, на склонах Килиманджаро сформировались ледники.

Котопахи (5 897 м)

Котопахи

Среди Анд расположился еще один вулкан — Котопахи, на языке местных народностей переводится, как «Блестящая гора». Это вторая по высоте вершина в Эквадоре.

Это довольно активный вулкан. С конца XVIII века зафиксировано более 50 извержений вулкана разной интенсивности. Как зафиксировали источники, самым разрушительным извержением вулкана в истории его существования, стал выброс пепла, серы и магмы в 1768 году. Продукты извержения распространились в радиусе 100 километров от вулкана.

С 1940 года вулкан не проявлял активности, но в 2015 году произошло извержение сильное вулкана. Котопахи входит в число самых высоких активных курганов планеты Земля. Советуем вам взглянуть на прекрасные фотографии извержения Котопахи в этой статье.

Сан-Педро (6 145 м)

сан-педро вулкан

Еще один активный вулкан в Южной Америке расположен на границе Чили и Боливии.

Наблюдать за вулканом Сан-Педро стали относительно недавно, в начале прошлого столетия. В 1903 году французско-чилийская экспедиция впервые документально зафиксировало извержение вулкана, которое произошло 16 июля. В 1960 году вулкан проявил свою последнюю активность.

Вулкан образует своеобразный комплекс, соединяясь высокой седловиной со своим старшим близнецом-вулканом Сан-Пабло, высотой 6 092 метра.

Льюльяйльяко (6 723 м)

Льюльяйльяко

В самом сухом месте на Земле, на границе Чили и Аргентины, расположился огромный вулкан Льюльяйльяко. Статистика географического учета сообщает нам, что Льюльяйльяко самый высокий из действующих вулканов и второй по высоте из всех вулканов мира.

Сейчас Льюльяйльяко относительно спокоен, лишь изредка выпуская из своих недр облака пара и сернистых газов. Последнее сильное извержение было зафиксировано в 1877 году.

В 1952 году альпинисты предприняли первую попытку восхождения на Льюльяйльяко. Во время подъема альпинисты обнаружили древнее святилище инков. На вулкан засобирались археологи. В ходе археологических работ в 1999 году было открыто 3 захоронения детских мумий, в возрасте от 3-х до 14-х лет. Как и в большинстве случаев подобных открытий, дети были умерщвлены внизу и перенесены на вулкан в качестве жертвы богам. Возраст находки примерно 500 лет.

Охос-дель-Саладо (6 893 м)

Охос-дель-Саладо

Самый высокий вулкан на Земле Охос-дель-Саладо расположен в Андах. Его высота — 6893 метра. В переводе с испанского языка название вулкана «Соленные глаза».

За весь период наблюдения за вулканом не зафиксировано ни одного извержения, поэтому вулкан считается потухшим. Но в начале-середине ХХ века наблюдались небольшие выбросы пара.

В 1937 году польские альпинисты покорили вершину вулкана. А 21 апреля 2007 года чилийский гонщик Гонсало Браво на автомобиле Судзуки Самурай поднялся по склону вулкана на высоту 6 688 метров, что стало абсолютным мировым рекордом.

Тест о горах

Самые высокие вулканы по относительной высоте

Мауна-Лоа (9 800 м)

Мауна-Лоа вулкан

Мауна-Лоа по сравнению с другими относительно невысокий, вершина вулкана находится на высоте 4 169 метров над уровнем моря. Но именно этот вулкан является одним из самых больших в мире по своей общей высоте. Всё дело в том, что его подножье находится глубоко под водой. От подножья вулкана до вершины более 9 800 метров, что значительно превышает высоту самой высокой горы Земли — Эвереста.

Кроме того, Мауна-Лоа один из самых крупных вулканов по площади и объему своей подошвы. Мегавулкан, расположенный на острове Гавайи, имеет объем, включая и морскую его часть, 75 000 км³. Это один из тех монстров, что сегодня угрожает существованию целого города.

Сформировался этот вулкан примерно 700 тысяч лет назад и до сегодняшнего дня остается действующим. С 1832 года зафиксировано 39 извержений. Одно из последних извержений в 1984 году продолжалось целый месяц.

Для исследования и слежения за деятельностью Мауна-Лоа в 1912 году создана Вулканическая станция. Ее работники и сделали вывод, что миру не грозит опасность взрыва вулкана.

Интересны легенды, связанные с Мауна-Лоа и, расположенным рядом вулканом Мауна-Кеа. Аборигены считают, что Мауна-Лоа одна из двух сестер вулканов Пеле. Вторая сестра Мауна-Кеа постоянно соперничает с сестрой, поэтому между вулканами постоянно дуют сильные ветры.

Мауна-Кеа (10 203 м)

Мауна Кеа. CC0

А это старший брат Мауна-Лоа, который так же находится на Гавайях. Его высота над уровнеем моря составляет 4 207 м, а общая высота равна 10 203 м. И это самый высокий вулкан по относительной высоте. Последнее его извержение состоялось более 4 500 лет назад, в настоящее время он не несёт потенциальной опасности. На его вершине построено несколько больших телескопов, так как это место идеально для наблюдений за звёздами.

Самые большие по площади вулканы

Йеллоустонская кальдера

Йеллоустон

В отличие от других вулканов Йеллоустонская кальдера является супервулканом. Это определение за вулканом закрепилось с 2000 года. Это не вулкан в нашем привычном понимании, а вулканическая котловина, где наблюдается наименьшее расстояние выхода магмы по отношению к поверхности земли. Проще говоря, этот вулкан находится под землей и в нем законсервирован пузырь магмы глубиной более 8 тысяч метров.

Йеллоустонский вулкан расположен в северо-западной части США в одноименном парке. Размеры котловины 55 на 72 км.

Йеллоустон

В последние годы Йеллоустонский супервулкан стал предметом активного обсуждения в научном мире. Причина в том, что вулкан не проявлял активность 620 тысяч лет, а сейчас наблюдаются признаки пробуждения Йеллоустоуна. Предыдущие извержения кардинально меняли облик Земли и значительно изменяли климат и условия существования флоры и фауны.

Ученые не дают точного ответа, когда вулкан проснется. Но если это произойдет, его извержение может поставить на грань существования всё живое на нашей планете. Но TheBiggest надеется, что этого не произойдет. Тем более, многие ученые склонны думать, что сейчас всю лишнюю энергию Йеллоустоун «сбрасывает» с помощью гейзеров.

Массив Таму

Таму

Место, которое раньше считалось просто возвышенностью на дне Тихого Океана, в 2013 году наделало много шума в научной среде. Эта «возвышенность» оказалась самым крупным подводным вулканом на Земле. Это особый тип вулканов, называемый щитовидным. Склоны таких вулканов довольно пологие, не превышают 6-8°. А склоны Таму вообще имеют уклон около 1°.

Расположен он в 1,6 тыс. км восточнее берегов Японии и скрывается под двухкилометровой толщей воды. Высота этого потухшего супервулкана составляет 4,5 км. от подножья до вершины, но он имеет очень внушительную площадь и объем.

Его площадь около 260 000 км², что сопоставимо с площадью таких стран, как Новая Зеландия и Великобритания, и значительно превышает площадь Беларуси, Киргизии, Сирии и Туниса.

По площади и объему вулкан Таму можно сравнить с марсианским рекордсменом Олимпом, который на сегодняшний день является высочайшим известным вулканом в Солнечной системе.

Ученые считают, что Таму потух более 140 млн лет назад, относительно недолго проявляя активность. Но научное сообщество не исключает, что и другие подобные вулканы могут будущем быть найдены на нашей планете.

Самые известные вулканы

Нельзя обойти стороной и самые известные в истории Человечества вулканы. Со школьной скамьи мы слышали о таких вулканах, как Везувий, Фудзияма и Этна.

Везувий

Везувий — действующий вулкан, расположенный на юге Италии. Его высота составляет 1 281 метр. О нём мы уже писали в своей статье про самые мощные вулканы.

Ничего примечательного, если бы не извержение Везувия 24 августа 79 года, когда магма и пепел полностью накрыли и уничтожили древнеримские города Геркуланум, Помпеи, Оплонтис и виллу Стабий. Пепел вулкана законсервировал время. Сейчас при раскопках ученые получают уникальные сведения о жизни и быте человека римского времени.

С 79 года произошло 68 извержений разного характера: от взрывных до просто выброса пара из кратера и расщелин на склонах Везувия.

Фудзияма

Одна из красивейших гор на Земле. Снежная вершина и правильные, конусообразные, пологие очертания вулкана, сделали его самым узнаваемым в мире.
Фудзияма к тому же действующий стратовулкан высотой 3 776 метров. Последнее извержение было зафиксировано в 1707–1708 годах.

Гора объект поклонения и почитания не только среди японцев, но и со стороны буддистов всего мира. Туристы со всего мира едут за тысячи километров, чтобы полюбоваться этим чудом природы. В июле и августе снег сходит со склонов Фудзиямы, и тогда паломники предпринимают попытки восхождения на вулкан.
Фудзияма воспета в стихах, прозе. Стала природным героем многих кинофильмов.

Этна

Вулкан Этна известен тем, что это самый высокий действующий вулкан Европы, без учета Кавказских вершин. Высота Этны — 3 329 метров.

На склонах Этны расположились более 300-х кратеров, из которых раз в три месяца из недр вулкана выходит пар и извергается лава. Если заглянуть в историю и геологические отложения у подошвы вулкана, то доказано, что первые извержения Этны начались примерно 500 000 лет назад.

Последнее извержение произошло в 2016 году. Из-за извержения Этны, власти в целях безопасности эвакуируют население и закрывают аэропорты юга Италии.

Эйяфьядлайекюдль

Последнее время большую популярность приобрел вулкан Эйяфьядлайекюдль, расположенный на острове Исландия. Шестой по величине вулкан Исландии.
Несмотря на труднопроизносимое имя и небольшие размеры, этот вулкан известен всем жителям мира. Последнее извержение 2010 года вулкана, которое сопровождалось большим выбросом пара и пепла, парализовало воздушное сообщение всей Европы и Севера Африки.

Кстати, извержение 2010 года растопило ледники в кратере вулкана, образовавшиеся в нем еще в древнейшие времена.

Заключение

Самые большие вулканы мира

На Земле находятся сотни действующих и потухших вулканов. Некоторые своим извержением несут опасность для населения, проживающего у его подножия, другие давно потухли и стали объектами туристического паломничества. Как бы там ни было, вулканы уникальнейшее и необычное природное образование на земной поверхности.

Кажется, Человечество разгадало все тайны, которые хранят в себе вулканы, но каждый раз, проявляя активность, они предстают пред нами в новом свете, не переставая удивлять своими возможностями и силой, способной уничтожить все живое на Земле.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )