Первый прототип паровоза был создан французом Николя Кюньо в 1770 году. Но уже на испытаниях трёхколёсная повозка врезалась в стену, так как была очень тяжёлой и трудно управлялась. Одновременно с французскими изобретателями работали по созданию рельсовых машин в США и Великобритании. В 1786 году повозка с паровым двигателем, созданная англичанином Уильямом Мёрдоком, развила скорость 14 км/час. Перелистаем историю паровозостроения, и узнаем, какие самые быстрые паровозы в мире.

Паровоз

 

1

 «Ракета» Джорджа Стефенсона. Великобритания

Ракета Джорджа Стефенсона

Первый рекорд скорости установил паровоз Rocket, промчавшись по железнодорожной ветке от Манчестера до Ливерпуля со скоростью 48 км/час.

Произошло это в октябре 1829 года на знаменитых гонках «Рейнхильские состязания». В соревнованиях, при большом скоплении народа, принимало участие 5 паровых машин, одна из которых двигалась по рельсам при помощи лошадиной тяги.

В последний день остались только «Новелти» и «Ракета», остальные сломались и снялись с состязаний. У «Новелти», который считался самым скоростным, при достижении скорости в 24 км/час вышел из строя котёл, и машина Стефенсона одержала победу.

О самых длинных поездах в мире на thebiggest.ru читайте в этой интересной статье.

 

2

 Big Boy. США

Big Boy паровоз

Паровозы класса 4 тыс. выпускались на североамериканском заводе ALco с 1941 по 1944 годах. Главным конструктором этих локомотивов был Отто Джейбелменс.

Локомотив Union Pacific Big Boy, или просто Big Boy, с серийным номером 4019 мог развивать скорость 128,75 км/час. Во время схода с конвейера одной из машин работник завода написал мелом на борту Big Boy. Так, это наименование и закрепилось за этой серией американских паровозов.

Эксплуатировали «Здоровяков» до 1959 года, а затем заменили более современными и скоростными. Сейчас сохранилось 8 моделей, которые отреставрированы, и выставлены в экспозициях музеев. Ни один из них нельзя восстановить до рабочего состояния.

 

3

 NYC Hudson. США

NYC Hudson

Полное наименование паровых рельсовых машин, выпускающихся в США с 1927 по 1938 год, New York Central типа Hudsons.

Они стали первыми локомотивами, которые стали использовать на железных дорогах североамериканских штатов. На их основе создавали более совершенные модификации класса J-1, но всё с колёсной формулой 4-6-4. «Гудзоны» широко использовали и на Центральноамериканской железной дороге.

Используя огромную топку, локомотивы этого класса могли разгоняться до 153 км/час. В начале 50-х годов их сняли с эксплуатации, но ни одна модель не сохранилась, только на фотографиях.

 

4

 Harricane. Великобритания

Harricane

Эти локомотивы выпускались на Британских заводах в 30-х годах, после их списания наименование «Ураган» перешло к производимым компанией Willys двигателям.

Есть версия, что в сентябре 1939 года машина с паровой тягой типа 1-1-1 достиг скорости 160 км/час. Серия этих моделей была ограничена, и в начале 40-х годов их выпуск был прекращён.

Диаметр колёс британской модели составлял 3048 мм. Специалисты не подтверждают факта преодоления Harricane отметки в 100 миль/час. Но во всех справочниках эта информация присутствует.

 

5

 Американский паровоз № 999. США

Американский паровоз № 999

Локомотив типа 2-2-0 за номером 999 тягал пассажирский Empire State Express, и мог развивать скорость 181 км/час. Такую отметку зафиксировали 10 мая 1893 года.

Из-за скоростных качеств паровоз прозвали «Королевой скорости», а работал он на Центральной железной дороге Нью-Йорка. Этому же типу принадлежит и рекорд США по максимально преодолённому расстоянию. В 1891 году он проехал 702 км от Нью-Йорка до Буффало за 7 часов 6 минут.

На некоторых участках замедлял движения, из-за опасности опрокинуться. После списания управление Нью-Йоркской железной дороги передало локомотив № 999 в Музей научных достижений и промышленности города Чикаго.

Кстати, обязательно посмотрите на thebiggest.ru интересный материал о самых длинных железных дорогах мира.

 

6

 Паровоз ИС20-16. СССР

Паровоз ИС20-16

В 1936 с конвейера паровозостроительного завода в Ворошиловграде сошла экспериментальная модель «ИС 20-16». На опытном экземпляре установили обтекаемый металлический кожух.

Локомотив «Иосиф Сталин» типа 2-3-2К испытывали в аэродинамической трубе. Испытания подтвердили, что кожух значительно снижает сопротивление воздуха, когда машина разгоняется свыше 100 км/час. В 1938 скоростной опытный экземпляр достиг скорости 170 км/час, что стало рекордом для Советского паровозостроения.

Модель свозили на Всемирную выставку, проходившую в столице Франции, где «ИС20-16» получил Гран-при, обогнав аналогичные модели европейских производителей.

 

7

 Паровоз 2-3-2В. СССР

Паровоз 2-3-2В. СССР

Ещё один опытный образец, детище Ворошиловградского завода серийного номера не получил, но во всех справочниках проходит под заводским номером 6998.

Выпустили его в 1938 году, а конструктором был Д. Львов. На него установили обтекаемый капот, позволяющий развивать большую скорость. Планировалось использовать 2-3-2В для вождения курьерских поездов, но война внесла свои коррективы.

В 1957 году с облегчённым составом локомотив развил скорость 175 км/час. Эта отметка стала последним рекордом в советском парке машин с паровой тягой.

 

8

 Паровозы 2-3-2К. СССР

Паровозы 2-3-2К

Скоростные паровозы типа 2-3-2 были опытными моделями, а выпускали их на Коломенском заводе в 1937-1938 годах. Испытывали эти модели на железнодорожной линии Москва — Ленинград.

В апреле 1938 года без вагонов локомотив развил скорость 160 км/час, а летом на перегоне Лихославль — Калинин с четырьмя вагонами разогнался до 170 км/час. Изображение этого скоростного локомотива можно увидеть на панно станции метро «Новокузнецкая».

Некоторые источники сообщают, что паровоз типа 2-3-2 в 1938 г во время испытательного пробега установил рекорд скорости Советского Союза для паровых машин, который равен 178 км/час.

 

9

 BR 05. Германия

Паровоз BR 05

Был предназначен для вождения пассажирских экспрессов и имел колёсную формулу 4-6-4. Один из локомотивов этой серии под номером 05 002 в 1936 г разогнался до 200,4 км/час, установив тем самым новый мировой рекорд.

Всего с 1935 по 1937 год было выпущено 3 подобных машин. Кабины были выдвинуты немного вперёд и имели обтекаемую форму, что придавало локомотиву аэродинамичности. Выглядели они довольно футуристично, ещё и выкрашены в ярко-красный цвет.

Машина 05 001 обслуживала Олимпиаду в Мюнхене. После окончания войны локомотивы этой серии обслуживали пассажирские поезда. Первый экземпляр после списания был восстановлен, и отправлен в музей транспорта в город Нюрнберг.

 

10

 Mallard № 4468. Великобритания

Паровоз Mallard № 4468

Построили паровоз класса А4 2-3-1 в британском городе Донкастере в 1938 г. Уже на испытаниях «Дикая утка» развил скорость 202,7 км/час, что является абсолютным мировым рекордом.

За всю историю железнодорожного транспорта это самый быстрый паровоз в мире. Эта модель прослужила на железнодорожных ветках Лондона и Северо-востока Британии до 1963 г, намотав в общей сложности 2,4 млн км.

После списания пришёл в негодность, но по инициативе и силами любителей техники его отреставрировали, сохранив первоначальный вид. После реставрации выставлен как музейный экспонат в Йорке.

 

Итог

Самые быстрые паровозы в мире

Не только в автомобилестроении, но и в области паровозостроения страны соревновались в скорости. Эра паровозов закончилась в ХХ веке, и на их смену пришли скоростные локомотивы. В США выпускать паровозы перестали в начале 40-х годов, в СССР в 60-х, а вот Китай выпускал их дольше всех. Последний китайский паровоз сошёл с конвейера в 1989 году.

Самые быстрые паровозы в мире

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Развивать большие скорости в СССР было невозможно из-за плохого качества ж/д полотна и слабых рельсов. Давно ли ушли от 50-к?

  2. С 1962 по 1964 я с родителями жил в Китае. Так вот из Пекина до границы нас вез паровоз, а от границы до Москвы уже тепловоз.

  3. Британский «Ураган». Да, был такой паровоз, состоящий из трех частей. На одной находился котел, на другой — паровая машина, третья играла роль тендера — вагона для топлива и воды.(Тендер и паровоз — единое целое и рпсцепляются только при ремонтах.) И скорость он развил действительно под 160. Вот только не в 1939, а на столетие(!) ранее. Принадлежал к опытным, так называемым гоночным паровозам. В регулярной эксплуатации не был.
    На фото паровоз, если не ошибаюсь, класса А3 30-х гг, но уже ХХ века.

    » Биг Бой» никогда не относился к классу скоростных. Да, мог развить скорость более ста км/ч, но при этом являлся сугубо грузовым (не товарным, как многие говорят, ибо нет на ж.дороге «товарных» поездов), и мог везти состав длиной до 10-ти км.

    Немцы обозначают паровозы по осям. А ведущие оси — буквами. Формула паровоза 05-й серии 2С2. Отдельное обозначение есть и для тендера.

    В СССР паровозы перестали выпускать не в 60-е, а в 1956г. Промышленные паровозы 9П в 1957-м.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here