Первый прототип паровоза был создан французом Николя Кюньо в 1770 году. Но уже на испытаниях трёхколёсная повозка врезалась в стену, так как была очень тяжёлой и трудно управлялась. Одновременно с французскими изобретателями работали по созданию рельсовых машин в США и Великобритании. В 1786 году повозка с паровым двигателем, созданная англичанином Уильямом Мёрдоком, развила скорость 14 км/час. Перелистаем историю паровозостроения, и узнаем, какие самые быстрые паровозы в мире.
1
«Ракета» Джорджа Стефенсона. Великобритания
Первый рекорд скорости установил паровоз Rocket, промчавшись по железнодорожной ветке от Манчестера до Ливерпуля со скоростью 48 км/час.
Произошло это в октябре 1829 года на знаменитых гонках «Рейнхильские состязания». В соревнованиях, при большом скоплении народа, принимало участие 5 паровых машин, одна из которых двигалась по рельсам при помощи лошадиной тяги.
В последний день остались только «Новелти» и «Ракета», остальные сломались и снялись с состязаний. У «Новелти», который считался самым скоростным, при достижении скорости в 24 км/час вышел из строя котёл, и машина Стефенсона одержала победу.
О самых длинных поездах в мире на thebiggest.ru читайте в нашей интересной статье.
2
Big Boy. США
Паровозы класса 4 тыс. выпускались на североамериканском заводе ALco с 1941 по 1944 годах. Главным конструктором этих локомотивов был Отто Джейбелменс.
Локомотив Union Pacific Big Boy, или просто Big Boy, с серийным номером 4019 мог развивать скорость 128,75 км/час. Во время схода с конвейера одной из машин работник завода написал мелом на борту Big Boy. Так, это наименование и закрепилось за этой серией американских паровозов.
Эксплуатировали «Здоровяков» до 1959 года, а затем заменили более современными и скоростными. Сейчас сохранилось 8 моделей, которые отреставрированы, и выставлены в экспозициях музеев. Ни один из них нельзя восстановить до рабочего состояния.
3
NYC Hudson. США
Полное наименование паровых рельсовых машин, выпускающихся в США с 1927 по 1938 год, New York Central типа Hudsons.
Они стали первыми локомотивами, которые стали использовать на железных дорогах североамериканских штатов. На их основе создавали более совершенные модификации класса J-1, но всё с колёсной формулой 4-6-4. «Гудзоны» широко использовали и на Центральноамериканской железной дороге.
Используя огромную топку, локомотивы этого класса могли разгоняться до 153 км/час. В начале 50-х годов их сняли с эксплуатации, но ни одна модель не сохранилась, только на фотографиях.
4
Harricane. Великобритания
Эти локомотивы выпускались на Британских заводах в 30-х годах, после их списания наименование «Ураган» перешло к производимым компанией Willys двигателям.
Есть версия, что в сентябре 1939 года машина с паровой тягой типа 1-1-1 достиг скорости 160 км/час. Серия этих моделей была ограничена, и в начале 40-х годов их выпуск был прекращён.
Диаметр колёс британской модели составлял 3048 мм. Специалисты не подтверждают факта преодоления Harricane отметки в 100 миль/час. Но во всех справочниках эта информация присутствует.
5
Американский паровоз № 999. США
Локомотив типа 2-2-0 за номером 999 тягал пассажирский Empire State Express, и мог развивать скорость 181 км/час. Такую отметку зафиксировали 10 мая 1893 года.
Из-за скоростных качеств паровоз прозвали «Королевой скорости», а работал он на Центральной железной дороге Нью-Йорка. Этому же типу принадлежит и рекорд США по максимально преодолённому расстоянию. В 1891 году он проехал 702 км от Нью-Йорка до Буффало за 7 часов 6 минут.
На некоторых участках замедлял движения, из-за опасности опрокинуться. После списания управление Нью-Йоркской железной дороги передало локомотив № 999 в Музей научных достижений и промышленности города Чикаго.
Кстати, обязательно посмотрите на thebiggest.ru интересный материал о самых длинных железных дорогах мира.
6
Паровоз ИС20-16. СССР
В 1936 с конвейера паровозостроительного завода в Ворошиловграде сошла экспериментальная модель «ИС 20-16». На опытном экземпляре установили обтекаемый металлический кожух.
Локомотив «Иосиф Сталин» типа 2-3-2К испытывали в аэродинамической трубе. Испытания подтвердили, что кожух значительно снижает сопротивление воздуха, когда машина разгоняется свыше 100 км/час. В 1938 скоростной опытный экземпляр достиг скорости 170 км/час, что стало рекордом для Советского паровозостроения.
Модель свозили на Всемирную выставку, проходившую в столице Франции, где «ИС20-16» получил Гран-при, обогнав аналогичные модели европейских производителей.
7
Паровоз 2-3-2В. СССР
Ещё один опытный образец, детище Ворошиловградского завода серийного номера не получил, но во всех справочниках проходит под заводским номером 6998.
Выпустили его в 1938 году, а конструктором был Д. Львов. На него установили обтекаемый капот, позволяющий развивать большую скорость. Планировалось использовать 2-3-2В для вождения курьерских поездов, но война внесла свои коррективы.
В 1957 году с облегчённым составом локомотив развил скорость 175 км/час. Эта отметка стала последним рекордом в советском парке машин с паровой тягой.
8
Паровозы 2-3-2К. СССР
Скоростные паровозы типа 2-3-2 были опытными моделями, а выпускали их на Коломенском заводе в 1937-1938 годах. Испытывали эти модели на железнодорожной линии Москва — Ленинград.
В апреле 1938 года без вагонов локомотив развил скорость 160 км/час, а летом на перегоне Лихославль — Калинин с четырьмя вагонами разогнался до 170 км/час. Изображение этого скоростного локомотива можно увидеть на панно станции метро «Новокузнецкая».
Некоторые источники сообщают, что паровоз типа 2-3-2 в 1938 г во время испытательного пробега установил рекорд скорости Советского Союза для паровых машин, который равен 178 км/час.
9
BR 05. Германия
Был предназначен для вождения пассажирских экспрессов и имел колёсную формулу 4-6-4. Один из локомотивов этой серии под номером 05 002 в 1936 г разогнался до 200,4 км/час, установив тем самым новый мировой рекорд.
Всего с 1935 по 1937 год было выпущено 3 подобных машин. Кабины были выдвинуты немного вперёд и имели обтекаемую форму, что придавало локомотиву аэродинамичности. Выглядели они довольно футуристично, ещё и выкрашены в ярко-красный цвет.
Машина 05 001 обслуживала Олимпиаду в Мюнхене. После окончания войны локомотивы этой серии обслуживали пассажирские поезда. Первый экземпляр после списания был восстановлен, и отправлен в музей транспорта в город Нюрнберг.
10
Mallard № 4468. Великобритания
Построили паровоз класса А4 2-3-1 в британском городе Донкастере в 1938 г. Уже на испытаниях «Дикая утка» развил скорость 202,7 км/час, что является абсолютным мировым рекордом.
За всю историю железнодорожного транспорта это самый быстрый паровоз в мире. Эта модель прослужила на железнодорожных ветках Лондона и Северо-востока Британии до 1963 г, намотав в общей сложности 2,4 млн км.
После списания пришёл в негодность, но по инициативе и силами любителей техники его отреставрировали, сохранив первоначальный вид. После реставрации выставлен как музейный экспонат в Йорке.
Итог
Не только в автомобилестроении, но и в области паровозостроения страны соревновались в скорости. Эра паровозов закончилась в ХХ веке, и на их смену пришли скоростные локомотивы. В США выпускать паровозы перестали в начале 40-х годов, в СССР в 60-х, а вот Китай выпускал их дольше всех. Последний китайский паровоз сошёл с конвейера в 1989 году.
Про Big Boy Вы как вписали, что их осталось 8 и ни один из них не подлежит реставрации. А как же Бин Бой за номером 4014, который бегает в Америке?
Эти паровозы Великую Отечественную выиграли.
Ну, во-первых, американские «Здоровяки» это не про скорость. Это про грузоподъёмность и про подъём на Шерман-хилл. Во-вторых, вся 4000-я серия это самые крупные в мире серийные паровозы. Ну и в-третьих, принадлежащий компании «Юнион Пасифик» №4019 отреставрирован и прекрасно себя чувствует.
Скоростными из американцев были тип А на «Милуоки Роуд» (181 км/ч) и тип F7 на той же «Милуоки Роуд» (193 км/ч)
Особняком стоит S1 на «Пенсильвания Рейлроуд». Самый крупный в мире паровоз на жёсткой раме (что, собственно, его и сгубило). Зарегистрированные скоростные показатели — 162 км/ч с пассажирским составом в 1350 тонн весом, что, в принципе, неплохо для гиганта длиной почти в 43 метра и весом немного за 480 тонн. Стоит заметить, что по непроверенным данным аппарат разгонялся до 193, 204 и 215 км/ч
Класс
Развивать большие скорости в СССР было невозможно из-за плохого качества ж/д полотна и слабых рельсов. Давно ли ушли от 50-к?
С 1962 по 1964 я с родителями жил в Китае. Так вот из Пекина до границы нас вез паровоз, а от границы до Москвы уже тепловоз.
Британский «Ураган». Да, был такой паровоз, состоящий из трех частей. На одной находился котел, на другой — паровая машина, третья играла роль тендера — вагона для топлива и воды.(Тендер и паровоз — единое целое и рпсцепляются только при ремонтах.) И скорость он развил действительно под 160. Вот только не в 1939, а на столетие(!) ранее. Принадлежал к опытным, так называемым гоночным паровозам. В регулярной эксплуатации не был.
На фото паровоз, если не ошибаюсь, класса А3 30-х гг, но уже ХХ века.
» Биг Бой» никогда не относился к классу скоростных. Да, мог развить скорость более ста км/ч, но при этом являлся сугубо грузовым (не товарным, как многие говорят, ибо нет на ж.дороге «товарных» поездов), и мог везти состав длиной до 10-ти км.
Немцы обозначают паровозы по осям. А ведущие оси — буквами. Формула паровоза 05-й серии 2С2. Отдельное обозначение есть и для тендера.
В СССР паровозы перестали выпускать не в 60-е, а в 1956г. Промышленные паровозы 9П в 1957-м.