Самые большие вертолеты в мире

Самые большие вертолеты в мире. CC0 Наука и техника

За свою более чем вековую жизнь, вертолёты доказали свою состоятельность и сейчас широко используются во многих отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и в военных целях. Наш небольшой экскурс представит самые большие вертолеты как отечественного, так и зарубежного вертолётостроения.

✅ Самые большие вертолеты планеты

Редакция TheBiggest  просит не воспринимать этот список за рейтинг, потому как нет общего критерия оценки вертолётов. Для кого-то самый большой вертолёт — это аппарат, имеющий наибольшую длину, для кого-то высоту, а кто-то скажет, что наибольший вертолёт должен иметь максимальный взлётный вес или грузоподъёмность.

Название Максимальная грузоподъёмность (кг) Длина (м) Диаметр несущего винта (м) Максимальная взлётная масса (кг)
1 В-12 35 900 37 35 105 000
2 Ми-26 27 800 40 32 56 000
3 Ми-6 12 000 33 35 44 000
4 Ми-10 15 000 42 35 43 550
5 Boeing CH-47 Chinook 10 886 30 2×18 24 494
6 Sikorsky CH-54 Tarhe 9 072 27 22 21 319
7 Hughes XH-17 «Flying Crane» 4 665 16 40 19 731
8 Sikorsky CH-53 Sea Stallion 5 780 27 22 16 644
9 AgustaWestland AW101 5 443 23 18,5 15 600
10 Sikorsky H-37 Mojave неизвестно 19,5 22 14 061
11 Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon / Changhe Z-8 5 000 23 19 13 000

1

В-12

В-12

Источник фото: Maarten from Netherlands, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Грузоподъёмность максимальная: 35 900 кг;
Длина: 37 м
Диаметр несущего винта: 35 м
Максимальная взлётная масса: 105 000 кг
Максимальная скорость: 260 км/ч

Сегодня эту уникальную летательную машину не увидишь в небе, один из экземпляров В-12 стал музеем на территории Московского вертолетного завода.

Самый тяжелый и грузоподъемный советский вертолет по квалификации НАТО прозванный «Гомером» начал полеты в 1968 году. Уже через год аппарат поднял груз весом 44 205 кг, что на тот момент было рекордом для этого типа машин.

Всего было создано два опытных образца, но из-за неэффективности применения в военных целях, программа была закрыта.

Одновременно разрабатывался проект создания В-16, как стартовой площадки для континентальных ракет. Но гигант конструкторской мысли советского вертолетостроения так и остался в чертежах.

2

Ми-26

Ми-26. CC0

Грузоподъёмность максимальная: 27 800 кг;
Длина: 40 м
Диаметр несущего винта: 32 м
Максимальная взлётная масса: 56 000 кг
Максимальная скорость: 295 км/ч

Этот многоцелевой транспортник был разработан в конструкторском бюро М. Миля и в 1977 году успешно провел первые испытательные полеты.

На сегодняшний день Ми-26 самый большой вертолет в мире, который выпускается серийно. На базе транспортника была создана военная модификация машины, которая впервые использовалась в Афганистане.

Высокие технические характеристики и надежность машины зарекомендовали себя во время чрезвычайных ситуаций и боевых действий. Кроме России, вертолет широко используется другими странами. Ми-26 состоит на вооружении 12 стран мира.

Из-за своих летно-тактических качеств и грузоподъемности Ми-26 взяли для эксплуатации миротворческие силы ООН.

3

Ми-6

Ми-6

Источник фото: Ralf Manteufel (GFDL 1.2 или GFDL 1.2), через Викисклад

Грузоподъёмность максимальная: 12 000 кг;
Длина: 33,16 м
Диаметр несущего винта: 35 м
Максимальная взлётная масса: 44 000 кг
Максимальная скорость: 340 км/ч

Вертолет с грузоподъемностью 12 тонн стал базовой основой для создания целой вертолетной серии.

В конце 50-х годов прошлого столетия для транспортировки баллистических ракет «Луна» был сознан многоцелевой транспортник Ми-6.

Советские летчики установили на летательном аппарате несколько рекордов, в том числе в 1964 году был установлен рекорд скорости. На 100-километровом замкнутом маршруте Ми-6 развил скорость 340 км/ч.

Отметим также, что Ми-6 стал первым в мире винтокрылым аппаратом, который преодолел рубеж скорости в 300 км в час.

4

Ми-10

Ми-10

Источник фото: Sergey Krivchikov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Грузоподъёмность максимальная: 15 000 кг;
Длина: 41,89 м
Диаметр несущего винта: 35 м
Максимальная взлётная масса: 43 550 кг
Максимальная скорость: 235 км/ч

Военно-транспортный Ми-10 адаптирован и под гражданские цели, активно применялся в монтажно-строительных работах и перевозки грузов.

Этот летающий кран на базе МИ-6 был спроектирован в 1958 году. Кроме внутренней транспортировки, грузовой великан может перевозить грузы вне фюзеляжа.

Для этих целей у машины есть гидрозахваты, с помощью которых транспортируются контейнеры с ракетами, и площадка между шасси для перевозки негабаритных грузов.

Узкоспециализированная машина не нашла большого применения, и с начала серийного производства было создано всего 24 машины.

5

Boeing CH-47 Chinook

Boeing CH-47 Chinook. CC0

Грузоподъёмность максимальная: 10 886 кг;
Длина: 30,14 м
Диаметр несущего винта: 2×18,29 м
Максимальная взлётная масса: 24 494 кг
Максимальная скорость: 285 км/ч

Пожалуй, самый узнаваемый американский боевой вертолет состоит на вооружении более чем 20 армий мира. В США CH-47 стали активно эксплуатировать с начала 60-х годов ХХ века, а с 1970 их стали выпускать в Италии и Японии.

В боевых действиях применяется как многоцелевой летательный аппарат. С его помощью транспортируют десант, создают дымовые завесы, как эвакуатор подбитой техники.

За два года войны в Ираке было потеряно 14 машин, данные о потерях в других войнах засекречены. Кстати, о самых кровопролитных войнах в истории читайте в одной из наших статей.

6

Sikorsky CH-54 Tarhe

Sikorsky CH-54 Tarhe. CC0

Грузоподъёмность максимальная: 9 072 кг;
Длина: 26,97 м
Диаметр несущего винта: 21,95 м
Максимальная взлётная масса: 21 319 кг
Максимальная скорость: 240 км/ч

Этот вертолет специально создавался для армии США, и с 1962 года было выпущено 105 самолетов.

После участия CH-54 во Вьетнамской войне была создана и гражданская модификация. Многие страны используют эти аппараты для тушения пожаров и транспортировки тяжелых грузов.

В 1971 году модель Sikorsky CH-54 Tarhe установила рекорд по скорости подъема в воздух. Летчик за 5 минут 58 секунд поднял машину на высоту 9 000 метров.

7

Hughes XH-17 «Flying Crane»

Hughes XH-17 «Flying Crane»

Грузоподъёмность максимальная: 4 665 кг;
Длина: 16,246 м
Диаметр несущего винта: 40 м
Максимальная взлётная масса: 19 731 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч

Авиастроительная компания Говарда Хьюза «Hughes Aircraft» предприняла попытку создать большой грузовой летательный транспорт для транспортировки негабаритных грузов.

Попытка оказалась успешной, но модель Hughes XH-17 «Flying Crane» так и не вошел в серийное производство. Этот гигант мог поднимать грузы весом в 5 тонн на высоту более 3 тысяч метров.

В 1954 году огромная машина впервые поднялась в воздух. Большой расход топлива и малая дальность полетов доказали неэффективность XH-17, и единственный экземпляр был порезан на металлолом.

8

Sikorsky CH-53 Sea Stallion

Sikorsky CH-53 Sea Stallion. CC0

Грузоподъёмность максимальная: 5 780 кг;
Длина: 26,88 м
Диаметр несущего винта: 22,02 м
Максимальная взлётная масса: 16 644 кг
Максимальная скорость: 307 км/ч

Уроженец Киева Игорь Сикорский стоял у истоков американского вертолетостроения. Еще в Российской империи Сикорский стал проектировать самолеты, а после иммиграции в США перешел к созданию вертолетной техники.

Одна из моделей компании «Sikorsky Aero Engineering Corporation» тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion впервые прошел испытания в 1965 году.

Летательный аппарат широко использовался армией США в военных действиях во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Из-за отличной маневренности власти Израиля взяли на вооружение вертолеты этой модификации. Всего за время боевых действий было потеряно в результате аварий или сбито около 50 единиц CH-53.

9

AgustaWestland AW101

AgustaWestland AW101. CC0

Грузоподъёмность: 5 443 кг
Длина: 22,8 м
Диаметр несущего винта: 18,59 м
Максимальная взлётная масса: 15 600 кг
Максимальная скорость: 309 км/ч

Впервые этот аппарат поднялся в воздух в 1987 году. Через 10 лет был заключён контракт на старт серийного производства AW101 для английской армии. Широко используется в настоящее время. Производят его в Великобритании, США, Италии, Японии и в Канаде.

10

Sikorsky H-37 Mojave

Sikorsky H-37 Mojave. CC0

Длина: 19,58 м
Диаметр несущего винта: 21,95 м
Максимальная взлётная масса: 14 061 кг
Максимальная скорость: 209 км/ч

В производстве эта модель просуществовала 7 лет, с 1953 по 1960 годы. Был снят с производства по причине создания новой более современной можели Sikorsky CH-54 Tarhe, о которой thebiggest.ru писал выше.

11

Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon / Changhe Z-8

Changhe Z-8

Источник фото: Mil.ru, CC BY 4.0, через Викисклад

Грузоподъёмность: 5 000 кг
Длина: 23 м
Диаметр несущего винта: 18,9 м
Максимальная взлётная масса: 13 000 кг
Максимальная скорость: 250 км/ч

В 1966 году во Франции был принят к эксплуатации вертолёт 321 Super-Frelon, спроектированный компанией Сюд-Авиасьоню Он хорошо зарекомендовал себя, как военно-транспортный вертолёт. Было создано множество модификаций этой модели.

Changhe Z-8 является лицензионной копией вертолёта 321 Super-Frelon, которая производится в Китае. Его эксплуатация началась в 2002 году.

✅ Рекордсмены среди ударных вертолётов:

 

12

Ми-24

Ми-24. cC0

Диаметр несущего винта: 17,3 м
Максимальная взлётная масса: 11 500 кг
Максимальная скорость: 405 км/ч

По классификации НАТО российская машина названа красиво и романтично «Лань».

Ми-24 стал первым советским боевым вертолетом, в США уже стоял на вооружении AH-1 Кобра. Специализированная винтокрылая боевая машина начала серийно выпускаться в 1971 году.

На 2014 год было выпущено 3 500 экземпляров, что делает российский Ми-24 самым популярным в мире. Второе место удерживает американский Apache.

13

Ка-50

Ка-50. CC0

Длина: 15,6 м
Диаметр несущего винта: 14,45 м
Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
Максимальная скорость: 350 км/ч

Советско-российский боевой вертолет, предназначенный для поражения бронированной и механизированной техники, а также живой силы противника. Такой большой махиной управляет всего один человек.

Из-за своего внешнего вида и по классификации НАТО назван «Черной акулой».

По лётно-техническим характеристикам машина не имеет аналогов в мире. Аэродинамика позволяет машине не только успешно действовать в боевых условиях, но и показывать фигуры высшего пилотажа.
14

Ка-52

Ка-52

Источник фото: Dmitry / pixasaweb.google.com

Длина: 16 м
Диаметр несущего винта: 14,5 м
Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
Максимальная скорость: 350 км/ч

Машина, созданная на базе Ка-50, получила прозвище «Аллигатор» и в отличие от предшественников может использоваться и в темное время суток.

Российская армия стала эксплуатировать уникальную летательную машину в 1997 году. На боевом посту сейчас находится около 90 боевых машин Ка-52.

Новая модификация уже успела засветиться в нескольких фильмах как российского, так и американского производства.

Боевая машина Ка-52 «Катран» создана для корабельного базирования и участвовала на борту российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в военной операции у берегов Сирии. Это один из лучших ударных вертолётов мира не только по версии thebiggest.ru, но и по признанию многих мировых экспертов.

15

AH-64 Apache

AH-64 Apache. CC0

Длина: 17,76 м
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Максимальная взлётная масса: 10 475 кг
Максимальная скорость: 365 км/ч

Модель AH-64 является основным ударным вертолетом Вооруженных сил США.

Выпущенный в середине 70-х годов, он только в 1985 поступил на вооружение и стал активно эксплуатироваться в горячих точках.

Небольшой по размерам, по сравнению с транспортными великанами, вертолет маневренный и развивает скорость в 293 км/ч.

Боевое крещение Apache получил в 1989 при вторжении американских войск в Панаму. На сегодня боевые потери составляют 152 машины.

16

Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra. CC0

Длина: 17,68 м
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Максимальная взлётная масса: 6 690 кг
Максимальная скорость: 352 км/ч

Самый быстрый гигант в семействе винтокрылых летательных аппаратов Bell AH-1 Super Cobra на сегодня основной ударный вертолет Корпуса морской пехоты США.

Экипаж состоит из двух человек, пилота и оператора. Длина машины составляет 17,68 метров, а максимальная скорость, которую развивает аппарат 285 км в час.

Кроме США, вертолеты этой модификации используются армиями Китайской народной республики и Турции.

✅ Заключение

Вертолёт (CC0)

Создаваясь как вспомогательный транспорт, вертолетные соединения стали действенной самостоятельной единицей гражданской и военной авиации.
Нефтяные и газотранспортные компании мира вкладывают большие деньги в развитие вертолетостроения, ведь эти винтокрылые аппараты просто незаменимы в труднодоступных регионах Крайнего Севера и Западной Сибири. Летательные машины отлично зарекомендовали себя и в чрезвычайных ситуациях при тушении пожаров и эвакуации людей.

Идея создания винтокрылого летательного аппарата зародилась ещё в далёкой древности. К примеру, среди чертежей Леонардо да Винчи были найдены эскизы летательной машины, издали напоминающей вертолёт. Но только в начале ХХ столетия использование бензиновых двигателей позволило добиться значительных успехов в создании аппарата, который вертикально отрывался от земли при помощи подъёмной силы вращающихся лопастей.

Редакция TheBiggest просит вас написать комментарий к нашей статье. Напишите на каких больших вертолётах вы летали, а на каких хотели бы полетать.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в апреле 2017 года.

Avatar for Валерий Скиба

Преподаватель истории. Председатель Брянковской молодежной общественной организация «Историко-археологический клуб «Скиф».

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TheBiggest
Добавить комментарий

Подписаться на комментарии этой статьи.

  1. Avatar for сезар
    сезар

    Самый практичный МИ-8

    Ответить
  2. Avatar for Серый
    Серый

    Раз пошёл писать про все подряд вертушки, то почему нет ни слова про ми 8 самый массовый по выпуску и эксплуатации вертолёт в мире???

    Ответить
  3. Avatar for Алексей
    Алексей

    А причём здесь ударные вертолёты — Апач, Чёрная акула и проч.? Их габариты явно не соответствуют названию статьи 🙂 Кобра — так та вообще крошка !!!

    Ответить
  4. Avatar for Никола
    Никола

    О вертолетах автор написал мало. То есть вертолетов слишком много, а информации слишком мало. ☺

    Ответить
  5. Avatar for Виктор
    Виктор

    Интересная статья. Российские по-круче. А американцы, народ уничтожили, а «увековечили» память в названии вертолета. И где бы были, если бы Игорь Сикорский не эмигрировал?!!

    Ответить
Adblock
detector