Идея создания винтокрылого летательного аппарата зародилась еще в далекой древности. К примеру, среди чертежей Леонардо да Винчи были найдены эскизы летательной машины, издали напоминающей вертолет.

Но только в начале ХХ столетия использование бензиновых двигателей позволило добиться значительных успехов в создании аппарата, который вертикально отрывался от земли при помощи подъемной силы вращающихся лопастей.

За свою более чем вековую жизнь, вертолеты доказали свою состоятельность и сейчас широко используются во многих отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и в военных целях. Наш небольшой экскурс представит самые большие вертолеты, как отечественного, так и зарубежного вертолетостроения.

Ми-10

Ми-10

Военно-транспортный Ми-10 адаптирован и под гражданские цели, активно применялся в монтажно-строительных работах и перевозки грузов.

Этот летающий кран на базе МИ-6 был спроектирован в 1958 году. Кроме внутренней транспортировки, грузовой великан может перевозить грузы вне фюзеляжа.

Для этих целей у машины есть гидрозахваты, с помощью которых транспортируются контейнеры с ракетами и площадка между шасси для перевозки негабаритных грузов.

Узкоспециализированная машина не нашла большого применения, и с начала серийного производства было создано всего 24 машины.

Sikorsky CH-53 Sea Stallion

CH-53

Уроженец Киева Игорь Сикорский стоял у истоков американского вертолетостроения. Еще в Российской империи Сикорский стал проектировать самолеты, а после иммиграции в США перешел к созданию вертолетной техники.

Одна из моделей компании «Sikorsky Aero Engineering Corporation» тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion впервые прошел испытания в 1965 году.

Летательный аппарат широко использовался армией США в военных действиях во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Из-за маневренности власти Израиля взяли на вооружение вертолеты этой модификации.

Всего за время боевых действий было потеряно в результате аварий или сбито около 50 единиц CH-53.

Boeing CH-47 Chinook

CH-47

Пожалуй, самый узнаваемый американский боевой вертолет состоит на вооружении более чем 20 армий мира.

В США CH-47 стали активно эксплуатировать с начала 60-х годов ХХ века, а с 1970 их стали выпускать в Италии и Японии.

В боевых действиях применяется как многоцелевой летательный аппарат. С его помощью транспортируют десант, создают дымовые завесы, как эвакуатор подбитой техники.

За два года войны в Ираке было потеряно 14 машин, данные о потерях в других войнах засекречены.

Hughes XH-17 «Flying Crane»

Hughes XH-17 «Flying Crane»

Авиастроительная компания Говарда Хьюза «Hughes Aircraft» предприняла попытку создать большой грузовой летательный транспорт для транспортировки негабаритных грузов.

Попытка оказалась успешной, но модель Hughes XH-17 «Flying Crane» так и не вошел в серийное производство. Этот гигант мог поднимать грузы весом в 5 тонн на высоту более 3 тысяч метров.

В 1954 году огромная машина впервые поднялась в воздух. Большой расход топлива и малая дальность полетов доказали неэффективность XH-17, и единственный экземпляр был порезан на металлолом.

Sikorsky CH-54 Tarhe

Sikorsky CH-54

Этот вертолет специально создавался для армии США, и с 1962 года было выпущено 105 самолетов.

После участия CH-54 во Вьетнамской войне была создана и гражданская модификация. Многие страны используют эти аппараты для тушения пожаров и транспортировки тяжелых грузов.

В 1971 году модель Sikorsky CH-54 Tarhe установила рекорд по скорости подъема в воздух. Летчик за 5 минут 58 секунд поднял машину на высоту 9 000 метров.

Ми-6

Ми-6

Вертолет с грузоподъемностью 12 тонн стал базовой основой для создания целой вертолетной серии.

В конце 50-х годов прошлого столетия для транспортировки баллистических ракет «Луна» был сознан многоцелевой транспортник Ми-6.

Советские летчики установили на летательном аппарате несколько рекордов, в том числе в 1964 году был установлен рекорд скорости. На 100- километровом замкнутом маршруте Ми-6 развил скорость 340 км в час.

Отметим также, что Ми-6 стал первым в мире винтокрылым аппаратом, который преодолел рубеж скорости в 300 км в час.

Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra

Самый быстрый гигант в семействе винтокрылых летательных аппаратов Bell AH-1 Super Cobra на сегодня основной ударный вертолет Корпуса морской пехоты США.

Экипаж состоит из двух человек, пилота и оператора. Длина машины составляет 17,68 метров, а максимальная скорость, которую развивает аппарат 285 км в час.

Кроме США вертолеты этой модификации используются армиями Китайской народной республики и Турции.

Ми-24

Ми-24

По классификации НАТО российская машина названа красиво и романтично «Лань».

Ми-24 стал первым советским боевым вертолетом, в США уже стоял на вооружении AH-1 Кобра. Специализированная винтокрылая боевая машина начала серийно выпускаться в 1971 году.

На 2014 год было выпущено 3500 экземпляров, что делает российский Ми-24 самым популярным в мире. Второе место удерживает американский Apache.

AH-64 Apache

AH-64 Apache

Модель AH-64 является основным ударным вертолетом Вооруженных сил США.

Выпущенный в середине 70-х годов, он только в 1985 поступил на вооружение и стал активно эксплуатироваться в горячих точках.

Небольшой по размерам, по сравнению с транспортными великанами, вертолет маневренный и развивает скорость в 293 км в час.

Боевое крещение Apache получил в 1989 при вторжении американских войск в Панаму. На сегодня боевые потери составляют 152 машины.

В-12

В-12

Сегодня эту уникальную летательную машину не увидишь в небе, один из экземпляров В-12 стал музеем на территории Московского вертолетного завода.

Самый тяжелый и грузоподъемный советский вертолет по квалификации НАТО прозванный «Гомером» начал полеты в 1968 году. Уже через год аппарат поднял груз весом 44 205 кг, что на тот момент было рекордом для этого типа машин.

Всего было создано два опытных образца, но из-за неэффективности применения в военных целях, программа была закрыта.

Одновременно разрабатывался проект создания В-16, как стартовой площадки для континентальных ракет. Но гигант конструкторской мысли советского вертолетостроения так и остался в чертежах.

Ми-26

Ми-26

Этот многоцелевой транспортник был разработан в конструкторском бюро М. Миля и в 1977 году успешно провел первые испытательные полеты.

На сегодняшний день Ми-26 самый большой вертолет в мире, который выпускается серийно. На базе транспортника была создана военная модификация машины, которая впервые использовалась в Афганистане.

Высокие технические характеристики и надежность машины зарекомендовали себя во время чрезвычайных ситуаций и боевых действий. Кроме России вертолет широко используется другими странами. Ми-26 состоит на вооружении 12 стран мира.

Из-за своих летно-тактических качеств и грузоподъемности Ми-26 взяли для эксплуатации миротворческие силы ООН.

Ка-50

Ка-50

Советско-российский боевой вертолет, предназначенный для поражения бронированной и механизированной техники, а также живой силы противника. Такой большой махиной управляет всего один человек.

Из-за своего внешнего вида и по классификации НАТо назван «Черной акулой».

По летно-техническим характеристикам машина не имеет аналогов в мире. Аэродинамика позволяет машине не только успешно действовать в боевых условиях, но и показывать фигуры высшего пилотажа.

Ка-52

Ка-52

Машина, созданная на базе Ка-50, получила прозвище «Аллигатор» и в отличие от предшественников может использоваться и в темное время суток.

Российская армия стала эксплуатировать уникальную летательную машину в 1997 году. На боевом посту сейчас находится около 90 боевых машин Ка-52.

Новая модификация уже успела засветиться в нескольких фильмах, как российского, так и американского производства.

Боевая машина Ка-52 «Катран» создана для корабельного базирования и участвовала на борту российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в военной операции у берегов Сирии.

Заключение

Создаваясь как вспомогательный транспорт, вертолетные соединения стали действенной самостоятельной единицей гражданской и военной авиации.
Нефтяные и газотранспортные компании мира вкладывают большие деньги в развитие вертолетостроения, ведь эти винтокрылые аппараты просто незаменимы в труднодоступных регионах крайнего севера и Западной Сибири. Летательные машины отлично зарекомендовали себя и в чрезвычайных ситуациях при тушении пожаров и эвакуации людей.

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересная статья. Российские по-круче. А американцы, народ уничтожили, а «увековечили» память в названии вертолета. И где бы были, если бы Игорь Сикорский не эмигрировал?!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here