Самые большие телескопы в мире

Телескоп Наука и техника

Как и многие понятия в нашем мире, слово «телескоп» пришло к нам из древнегреческого языка, и буквально означает «далеко смотрю». И действительно эти оптические приборы предназначены для наблюдения за отдаленными объектами в далеких пространствах Космоса. Самые большие телескопы в мире могут заглянуть в очень отдалённые места бескрайней Вселенной.

Первые простейшие телескопы появились в начале XVII века, а сегодня эти сложные оптические приборы подразделяются на четыре основных вида. Рассмотрим крупнейшие из них, и узнаем, какой самый большой телескоп в мире, способный проникать в самую бездну Вселенной.

Large Synoptic Survey Telescope

Крупномасштабный проект, финансируемый США, реализуется в Чили, на самом пике горы Серо-Пачон. Рефлекторный, оптический телескоп с диаметром зеркала 8,4 метра будет делать снимки ночного неба каждые три ночи.

Предположительно он начнет полноценную работу в 2022 году, хотя первые испытания ученые планируют начать в начале 2020 года. Уникальность конструкции состоит в том, что вместо двух зеркал, на LSST установлено три, что значительно повышает его возможности.

Ученые возлагают на уникальный проект огромные надежны, считая, что он поможет разгадать многие тайны, хранящиеся в далеком Космосе.

South African Large Telescope

South African Large Telescope. CC0

Уже само название указывает на то, что телескоп расположен в Южной Африке. Он построен на высоте 1798 метров над уровнем моря и используется Южно-Африканской астрономической обсерваторией.

Это самый крупный телескоп, который находится южнее экватора Земли, а наблюдает этот оптический гигант за астрономическими объектами, которые недоступны для наблюдений с северного полушария.

SALT имеет зеркало с размером 11×9.8 метра, а первые свои снимки оптический аппарат сделал в 2005 году, и они поразили астрономов большим разрешением, где можно было четко разглядеть отдельные детали.

Keck I и Keck II

Keck I и Keck II. CC0

Два равнозначных по возможностям и технических характеристикам телескопа, с диаметром зеркал в 10 метров, работают в обсерватории Кека, что находится на горной вершине на американских Гавайях.

Их ввели в эксплуатацию в 1994 и 1996 годах, а главное они работают в паре, в режиме интерферометра. За счет этого получаются угловые разрешения высокой точности, что позволило открыть и исследовать экзопланеты.

Считается, что обсерватория Кека расположена в наиболее благоприятном для наблюдения за небесными объектами астроклимате, поэтому это одна из самых эффективных обсерваторий на земном шаре.

Gran Telescopio Canarias

Gran Telescopio Canarias. CC0

Телескоп-рефлектор, эксплуатируемый с 2009 года, имеет на сегодня самое крупное зеркало, диаметр которого равен 10,4 метра. На открытие уникальной обсерватории на острове Ла Пальма присутствовал даже испанский монарх.

Расположена обсерватория на вулкане Мучачос на высоте почти 2400 метров над уровнем моря. Местоположение и технические характеристики GTC позволяют наблюдать за наиболее удаленными объектами Космоса.

Большую часть на финансирование проекта, а это 130 миллионов евро, взяла на себя Испания, также в доле Мексика и американский университет Флориды.

Arecibo Observatory

Самые большие телескопы в мире: Arecibo Observatory

На Пуэрто-Рико на относительно небольшой высоте в 497 метров работает рефлектор и радиотелескоп с диаметром зеркала в 304,8 метра. Официально он начал свою работу в 1963 году, а с начала 90-х, его используют в поиске внеземных цивилизаций.

Неповторимая форма телескопа обсерватории Аресибо делают его одним из самых узнаваемых в мире. К тому же он несколько раз засветился в голливудских блокбастерах.

Несмотря на свой почтенный возраст, с его помощью сделаны множественные открытия, позволившие более полно понять природу Вселенной и взаимодействие космических объектов. В декабре 2020 года этот телескоп рухнул под собственным весом.

Atacama Large Millimeter Array

Это целый комплекс уникальнейших радиотелескопов, расположившийся среди впечатляющих, почти космических, пейзажей пустыни Атакама в Чили.

Состоит астрономический комплекс из 66 мощных телескопов с диаметром зеркал 7 и 12 метров. Среди своих сородичей чилийский прибор за наблюдением за Космосом самый дорогостоящий.

Основное предназначение ALMA наблюдение и исследование процессов, происходивших в первые миллионы лет после Большого Взрыва. Именно с помощью этих данных ученые надеются полностью восстановить эволюционные процессы во Вселенной.

Giant Magellan Telescope

Самые большие телескопы в мире: Giant Magellan Telescope

Этот крупный телескоп начали проектировать в 2012 году, а разместить его планируют в обсерватории Лас-Кампанас, на высоте 2 500 метров над уровнем океана.

Комплекс зеркал образуют общий диаметр 25 метров и позволят получать довольно четкие снимки самых удаленных от Земли объектов. В одну из задач GTM будет входить наблюдение за уникальными объектами космоса, а также темной материей и исследование эволюции первых галактик.

Строители и ученые планируют запустить проект в 2020 году, когда будут готовы и установлены первые четыре зеркала.

FAST

fast telescope

В провинции Гуйчжоу на юге Китая в 2016 году пустили в эксплуатацию самый большой радиотелескоп заполненной апертуры, диаметр которого 500 метров.

Подобный аппарат поможет разрешить многие научные задачи, наблюдать за черными дырами, исследовать ранние периоды эволюции Вселенной. Ряд конструктивных особенностей позволят расширить обзор, а информацию получают и передают 9 радиоприемников.

Хороший проект оказался довольно дорогостоящим, и обошелся Китаю в $185 млн. Но астрономы отмечают, что научные открытия будут бесценны для всего Человечества.

Very Large Telescope

Самые большие телескопы в мире: Very Large Telescope

Это не один, а состоящий из восьми телескопов астрономический комплекс в пустыне Атакама. По общей площади зеркал чилийский аппарат самый большой в мире.

Этот европейский проект начал работу в 1998 году, и приборы создавались специально для Паранальской обсерватории. Благодаря новым технологиям, VLT может работать в трех режимах, а технические характеристики позволяют получать четкие и детализированные снимки космических объектов.

Интересно, что на местном диалекте жителей Чили один из первых телескопов называли в честь Бога Солнца — Анту, а остальные три, в честь Луны, Венеры и созвездия Южный крест — Куйен, Йупун и Мелипал.

Читайте также: Самые большие звёзды во Вселенной.

European Extremely Large Telescope

На вершине чилийской горы Серро Армазонес (3060 м.), планируют разместить в 2024 году мощнейший телескоп в мире, диаметр зеркала которого будет равен 39,3 метра.

Зеркало, которое будет собрано из 798 отдельных сегментов, позволит прибору собирать в 15 раз больше света, чем все на сегодня действующие аппараты мира подобного типа. Современные технологии, применяемые при реализации проекта, позволят также детализировать снимки и увидеть ранее недосягаемые участки Космоса.

В 2015 году произошла торжественная закладка камня, где будет работать обсерватория. Для этого специально взорвали вершину скалы, чтобы выровнять площадку под строительство.

Космический телескоп «Хаббл»

Хаббл. CC0

Под кодовым наименованием «250» автоматическая космическая обсерватория уже 27 лет вращается на земной орбите. Установленный на станции оптический прибор, названный в честь астронома Эдвина Хаббла, на сегодня самый мощный телескоп в истории.

Совместный проект NASA и Европейских космических лабораторий начал свою работу в 1990 году. Из-за того, что атмосфера не создает ему помех, получается лучшие снимки Космоса, чем с земных аппаратов.

Ученые уже долгие годы планируют заменить «Хаббл», но из-за сложностей в реализации нового проекта, в 2016 году программу продлили еще на 5 лет.

БТА

Завершим обзор российским оптическим прибором, который на сегодня самый большой телескоп в России, и вообще в Европе. Аббревиатура БТА расшифровывается как «Большой телескоп азимутальный», а находится он на Северном Кавказе в Карачаево-Черкесской Республике.

Диаметр зеркала российского гиганта 6,05 метра, а общая масса составляет 850 тонн. Отметим также, что БТА рекордсмен по размерам купола и диаметру цельного зеркала.

С помощью прибора сделано множество открытий, позволивших сложить воедино разрозненные гипотезы о взаимодействии и эволюции Галактик.

Самые большие телескопы в мире: Снимок телескопа Hubble

Вот мы и узнали с помощью каких приборов можно посмотреть на космические объекты «вооруженным взглядом», и разгадать таинственные загадки удаленных галактик.

Большие телескопы стали настоящими помощниками Человечеству в познании Вселенной, позволяя заглянуть в потаенные уголки Космоса, куда еще не способна перенести человека научная мысль.

Для восстановления справедливости, что на орбите Земли, кроме американского, работает и российский проект «Спектр». На модульной станции установлен мощнейший космический радиотелескоп — КТР.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )