Имея ядерное оружие и межконтинентальные баллистические ракеты для его доставки в любую точку планеты, ведущие державы мира, в то же время, не отказываются и от традиционных видов вооружения, к которым относится танк.

Бронированная боевая машина на гусеничном ходу своей огневой мощью, маневренностью и тактико-техническими характеристиками доказала свою состоятельность, как в больших войнах, так и в мелких локальных конфликтах. А начиналась их история в годы Первой мировой войны, где в бою британские войска впервые применили танки против пехоты противника.

Сначала небольшой экскурс в историю, ведь самые большие танки создавались в период между двумя мировыми войнами или в ходе войны по средневековому принципу «Больше – значит сильнее!».

Первенец танкостроения Mark I

Mark I

Первый тяжелый британский танк Mark I стал родоначальником семейства британских ромбовидных танков. Этот танк вошел в историю, как первый примененный в бою на реке Сомме 15 сентября 1916 года.

Mark I

Mark I выпускался в двух конфигурациях – «самец» и «самка». На мужском варианте кроме пулеметного вооружения, были установлены две 57-миллиметровые пушки.

В ходе войны британские инженеры модифицировали машину, и танки Mr IV и Mr V состояли на вооружении разных армий мира до начала 30-х годов.

Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V

Sturmpanzerwagen A7V

Впечатленные применением бронированных машин на Сомме, немецкие инженеры ускорили работы по созданию собственных танков. В октябре 1917 на базе трактора «Holt» свет увидел первый серийный немецкий танк A7V.

Sturmpanzerwagen A7V

Всего выпустили 20 машин, и они ограничено участвовали в боях последнего периода Первой мировой войны. Размерами походил на британский аналог, но был в два раза быстрее и мог преодолеть расстояние на 15 км больше, чем британский Mark.

Экипаж немецкого 30-титонника состоял из 18 человек. Почти все боевые машины имели имена собственные и были утрачены в боях или сданы на слом после краха Германской империи.

Великан Char 2C

char 2c meng

По метрическим параметрам «Char 2C» стал крупнейшим танком за всю историю мирового танкостроения.

Неудовлетворенное проектами по созданию бронированной техники, французское командование поручило создать сверхтяжелый танк, способный прорвать эшелонированную оборонную линию противника.

Великан Char 2C

Таким супервеликаном стал «Char 2C», который находился на вооружении французской армии вплоть до начала 1940 года. Все десять боевых машин, которые носили имена провинций Франции, так и не «понюхали пороха» в боях.

Символ военной мощи Красной армии Т-35

Т-35

Первый советский тяжелый танк выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе. Пятибашенная машина с мощным вооружением предназначалась для поддержки пехоты и прорыва мощных укрепрайонов врага.

Конструкция из пяти башен с пушками и пулеметами могла создать вокруг боевой машины море огня. Но командир не мог координировано управлять всем вооружением, и в бою Т-35 действовал не эффективно.

Гордости советского танкостроения так и не удалось поучаствовать в боях Второй мировой войны. Из 59 выпущенных моделей, сегодня сохранилась лишь одна, коротая выставлена в Кубинке.

Подготовка к войне моторов. FCM F-1

FCM F-1

В период между двумя мировыми войнами ведущие страны стали активно создавать бронированные боевые машины. В основном выпускались легкие танки, но не покидала мечта и о сверхтяжелых танках.

Таким проектом стал французский FCM F-1, разработанный перед самым началом Второй мировой войны. 145-тонная махина была оснащена двумя крупнокалиберными пушками и шестью пулеметами.

Управлялся гусеничный гигант экипажем из 8 человек. Из-за быстрой капитуляции Франции, FCM F-1 так и не принял активного участия в боевых действиях.

Участник двух войн КВ-1

КВ-1

Тяжелый советский танк, созданный в 1939 году, получил имя одного из первых маршалов Страны Советов Климента Ворошилова. КВ-1 успешно участвовал в сражениях советско-финской и Великой Отечественной войны.

Кв-1

Оснащенный толстой броней, КВ на тот период был неуязвим для вражеской артиллерии, но слабое вооружение оказалось недостаточным для успешной борьбы с ДОТами. С целью борьбы с укрепрайонами и бронетехникой противника был создан КВ-2, на котором установили 152-миллимитровую гаубицу.

Пройдя почти всю войну, тяжелые КВ были сняты с эксплуатации в 1944 году.

Нереализованный проект Landkreuzer П. 1500 Monster

Landkreuzer-П.-1500-Monster

В чертежах это выглядело поистине впечатляюще. Сверхтяжелый танк длиной примерно 52 метра, шириной до 18 метров при реализации проекта производил бы выстрелы 7-митонными снарядами на расстояние до 37 километров.

Landkreuzer П. 1500 Monster

Гитлер поначалу заинтересовался проектом создания Landkreuzer П. 1500 Monster, но технические возможности его реализации были довольно призрачны.

Инженеры ломали голову, как обеспечить движение 1500-титонному монстру. В начале 1943 фантастический проект Третьего рейха был закрыт.

Бронированный великан VIII Маус

VIII Маус

Немцам все же удалось создать самый крупный танк, когда-либо сходивший с конвейеров военных заводов.

Разработанный в самом конце Второй мировой войны VIII Маус создавался как танк прорыва, оснащенный прочной броней и мощным вооружением.
Но немецкому 188-митонному супертяжеловесу так и не довелось принять участие в боях. При приближении советской армии к Берлину 2 опытных экземпляра были взорваны.

VIII Маус

После капитуляции Германии и ее союзников советские инженеры восстановили один из VIII Маус, и сейчас он выставлен в бронетанковом музее под Москвой.

С именем Сталина на броне ИС-1 и ИС-2

ИС-2

На базе КВ-1 в 1942 году была создана концептуально новая модель тяжелого советского танка, получившего название «Иосиф Сталин». Индекс 1 обозначал серийный номер семейства этих боевых машин.

Наравне с именем ИС-1 использовалось наименование ИС-85, где цифры обозначали калибр установленной на башне пушки.

ИС-2

Став ответом на появление тяжелых «Тигров», ИСы отлично зарекомендовали себя в бою против немецких бронированных машин. ИС с расстояния 1,5 км легко пробивал броню немецкого «Тигра».

В различных модификациях тяжелый «ИС» эксплуатировался в СССР до 1953 года.

Дорогостоящие немецкие «Тигры»

Танк Тигр

Созданный в 1942 году тяжелый танк «Тигр» принимал участие в боях на всех фронтах Второй мировой войны. Немецкая машина отлично зарекомендовала себя, как на европейских просторах, так и в песках Африки.

Танк Тигр

Конструкция «Тигра» имела ряд преимуществ, но специалисты отмечали и недостатки. В первую очередь, производство этой бронированной машины обходилось Рейху 800 тысяч рейхсмарок, что было в два раза дороже стоимости существующих на то время моделей. Еще одним недостатком была плохо поддающаяся ремонту ходовая часть.

После войны до наших дней сохранилось 7 экземпляров «Тигров», которые выставлены в музеях России, Германии, Франции и США.

Не участвовавший в боях М6

М6

Американский тяжелый танк М6 стали разрабатывать накануне Второй мировой войны.

Всего за 1939-1944 годы было выпущено 43 машины, которым так и не довелось участвовать в боевых сражениях. В отличие от многих моделей периода войны М6 удалось с чертежей выйти на испытательные полигоны.

М6

После детального изучения американскими инженерами «Тигра», М6 был признан устаревшим и снят с производства. Бронемашину использовали в обучении танкистов американской армии.

Цель – вторжение в Японию. М26 «Першинг»

М26-Першинг

Боевая машина была разработана в 1944 году и проходила долгие испытания, перед тем как принять участие в боях.

В боях с немецкими танковыми соединениями в Арденнах американцы понесли большие потери, что ускорило принятие М26 на вооружение.

М26-Першинг

Наряду с Т-28, М26 создавался и проходил испытания, как танк, который бы использовали при возможном вторжении в Японию. Но, как знаем из истории, американцы ускорили капитуляцию страны восходящего солнца совсем другим способом.

Полумифический О-I

О-I

Япония, как и многие участники передела мира в середине XX столетия, пыталась создать свой уникальный супертанк. Разработанные в конце 30-начале 40-х годов серия O-I создавалась для вторжения в СССР, Китай и защиты от американского десанта.

О-I

Достоверных данных, что проект был осуществлен и японские танки прошли испытания, нет. По сохранившимся чертежам установили, что броневая машина имела 3 башни, основную — с 157-миллиметровой пушкой и две вспомогательные с пулеметами и 37-миллиметровыми пушками.

«Старая банда» TOG II

TOG II

Самый крупный танк Британии прошел испытания в 1941 году и был принят на вооружение в Королевскую армию.

Английские инженеры в прототипе TOG II отказались от ромбовидной формы гусениц, и создали классический вид, охватывающий весь корпус.

Проект был заморожен, и единственная выпущенная с конвейера машина так и не участвовала в боях.

Тяжелый штурмовик Tortoise A39

Tortoise A39

Штурмовик А39, прозванный «Черепахой», создавался в годы войны с целью преодоления укрепленных линий противника.

Бесповоротная башня была оснащена пушкой с калибром 94 мм. При проектировании больше внимание уделялось маневренности, чем защите. Многие специалисты военной истории склонны относить А39 к самоходным артиллерийским установкам.

Tortoise A39

Как и многие бронированные гиганты, так и не был запущен в серийное производство.

Новейшая история

Теперь пришло время рассмотреть современные модели танков, стоящих на вооружении в армиях ведущих государств мира.

Леопард 2A7. Германия

Леопард 2A7

Немецкие конструкторы продолжили традицию называть свои танки представителями мира кошачьих. Леопард 2А7 состоит на вооружении многих европейских государств.

Леопард 2A7

В составе коалиции стран НАТО несколько боевых машин принимало участие в войне в Афганистане в период с 201 по 2014 годы. Турция широко применяет эти танки в гражданской войне в Сирии.

M1A2. США

M1A2

Танк был принят на вооружении в армию США в 1980 году. На этой бронированной технике установлен мощнейший двигатель, который позволяет танку развивать
скорость до 67 км в час.

M1A2

На сегодня довольно массовый танк, применяемый в разных горячих точках мира.

Основным недостатком специалисты отмечают ручную зарядку боеприпасов в приемник пушки.

Challenger 2. Великобритания

Challenger 2

Танк отлично зарекомендовал себя во время войны блока НАТО в Ираке. За все время боевых действий была подбита лишь одна машина.

Challenger-2

Дизельный двигатель имеет мощность 1200 лошадиных сил. Кроме того на бронемашине установлена современная оптика, которая позволяет экипажу легко ориентироваться на местности, в том числе и ночью.

Британские заводы производят Challenger 2 на экспорт, адаптируя машину к условиям с высокими температурами.

Merkava Mark IV. Израиль

Merkava Mark IV

Основная боевая единица Израильской армии Merkava Mark IV был принят на вооружение в 2004 году.

Конструкторы разместили двигатель впереди, тем самым создав дополнительную защиту для экипажа.

Merkava-Mark-IV

Сзади корпуса имеются люки, через которые можно пополнять боекомплект в ходе боя или эвакуировать экипаж в случае потери хода боевой машины.

Leclerc. Франция

Leclerc

В настоящее время производство Leclerc приостановлено, но это не мешает боевой машине оставаться в строй армии Франции.

Leclerc

Довольно скоростная машина, способная развить скорость до 72 км в час. В случае попадания снаряда с фронта, двигатель останавливает резко танк, поэтому экипаж пристегнут ремнями безопасности.

Кроме Франции танк используется Объединенными Арабскими Эмиратами.

БМ «Оплот». Украина

БМ «Оплот»

Танк, имеющий классическую компоновку, «Оплот» был спроектирован и создан на базе советского Т-84У.

Кроме основного вооружения «Оплот» оснащен противоздушными системами и спаренной пушкой-пулеметом.

БМ «Оплот»

Из-за сокращения финансирования Харьковский завод им. Малышева значительно уменьшил серийный выпуск танков. Много боевых машин потеряно в ходе боевых действий в Донбассе.

K2 Black Panther. Республика Корея

K2 Black Panther

«Черная пантера» не успев серийно запуститься, уже попала в книгу рекордов Гиннеса, как дорогостоящий танк в мире.

К2 поступил на вооружение в армию Южной Кореи в 2014 году, хотя разрабатывалась модель в 1995 года.

K2 "Черная пантера"

Вооружение танка оснащено тепловизорами, что позволяет уничтожать цель на расстоянии 9,7 км. Одна из пушек на башне может сбивать низколетящие самолеты противника.

Т-14 «Армата». Россия

Танк Армата

Широкой общественности новейший танк Т-14 был представлен на параде Победы в 2015 году.

Танк Армата

В 2017 году началось серийное производство российской боевой машины. Т-14 концептуально отличается от современных аналогов. У него необитаемая башня, активная динамическая защита на базе «Афганит», современнейшие системы наведения.

На модели не снят гриф секретности, поэтому его производство осуществляется только для нужд Министерства обороны России.

Заключение

По окончании Второй мировой войны страны отказались от проектов по созданию тяжелых танков, отдав предпочтение маневренности, усовершенствованию вооружения и скорости передвижения.

Сегодняшние бронированные машины на гусеничном ходу созданы с использованием передовых технологий, обладают средствами динамической защиты, современным уникальным вооружением и оснащены искусственным интеллектом.

Какими бы не были совершенными современные танки, пусть лучше они стоят в ангарах, а стреляют только на полигонах и во время военных состязаний по танковому биатлону.

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here