Сложное устройство космоса и процессы, происходящие в глубинах Вселенной, человек стал познавать еще в далекой древности. Многие тайны уже раскрыты, но большинство своих загадок космос еще хранит в своих отдаленных уголках.

В нашем небольшом обзоре уже известные знания о космических объектах, которые под силой гравитации вращаются вокруг других, более крупных планет.

Термин «спутник» впервые употребил еще в 1611 году Иоганн Кеплер. В космическом пространстве таких спутников бесчисленное множество, но рассмотрим в обзоре самые большие спутники. Начнем наше путешествие с «гигантов» Солнечной системы.

Самые большие спутники Солнечной системы

Япет

На фото: горный хребет, опоясывающий спутник

Открывает наш рейтинг спутник, вращающийся вокруг Сатурна, и названый в честь древнегреческого титана. Открыл его в 1671 году Джованни Кассини. Сегодня научному миру и общественности известно, что диаметр Япета равен 1468 километрам.

Япет

Сравнительные размеры Земли, Луны и Япета

На нем с помощью космических аппаратов были зафиксированы уникальнейшие во всей солнечной системе горные хребты. Цепь гор высотой 13 километров опоясывает экватор спутника.

Еще одной особенностью является двуликость Япета. Одна его сторона черная, а вторая светлая. А вот граница между ними проходит не по прямой, а несколько изогнутой линии.

Оберон

Oberon

Орбита этого спутника, называемого еще Уран IV, удалена от центра Урана на наибольшее расстояние среди всех сателлитов планеты.

Открыл его исследователь космических пространств Вильям Хершель в 1787 году. А вот назвали спутник с диаметром 1523 километра в честь царя эльфов и фей.

Сравнительные размеры Оберона

Поверхность Оберона довольно темная, но и на ней удалось рассмотреть уникальные объекты — кратеры и каньоны. Названы они, как и сам спутник, в честь мифических и исторических героев, упоминаемых в произведениях Шекспира и Александра Поупа.

Рея

Rhea

Спутник, получивший свое красивое наименование в честь титаниды Реи, вращается вокруг Сатурна. Хотя открывший его в 1672 году Кассини называл спутник одной из звезд короля Людовика XIV.

Размеры Реи, Земли и Луны

Диаметр ледяного спутника равен 1529 километрам, и, как и многие объекты Космоса, имеет темную и светлую сторону. С помощью летательного аппарата проекта «Кассини» удалось узнать, что у Реи есть атмосфера, состоящая из кислорода и углекислого газа.

Кратеры и каньоны на поверхности постепенно сглаживаются, заполняясь льдом. Также ученые предположили, что у матери Олимпийских богов Реи могут быть свои кольца.

Титания

Спутник, названый в честь богини фей из комедии Шекспира, вращается вокруг Урана, и имеет диаметр 1578 километров. Открыл его Уильям Хершель, а вот наименование дал уже его сын Джон.

Титания

Орбита Титании практически круговая и почти не имеет наклона к экватору. На поверхности встречаются три вида рельефов, представленных кратерами, уступами каньонами. Кроме того на ней есть замершая вода и углекислый газ.

Поверхность ее темная с красноватым оттенком, а рельеф сформировался как под внешним воздействием, так и внутренними процессами. Единственное четкое и большое изображение было сделано аппаратом «Вояджер-2», который NASA запустило исследовать Космос в 1977 году.

Тритон

Triton

Названный в честь сына Посейдона спутник вращается вокруг Нептуна — восьмой планеты Солнечной системы, а его диаметр 2707 километров. Открытие Нептуна и его спутника разделяет всего 17 дней. В 1846 году объект возле планеты увидел британский астроном Уильям Лассел.

Размеры Тритона

Является единственным имеющим ретроградную орбиту, и вращается в обратном направлении от вращения Нептуна. Долгое время ученые мира принимали его за планету, из-за уникальности строения и физических характеристик.

Покрыт льдами из метана и азота, хорошо отражающими солнечный свет. А вот на южном полюсе уместилась громадная полярная шапка, необычного розовато-желтого цвета.

Европа

Europa (moon)

Большой спутник Юпитера получил романтическое и красивое имя Европа, в честь дочери финикийского царя, в которую влюбился сам Зевс. Такое наименование спутнику с диаметром 3122 километра дал Симон Марий, а открыл «Европу» Галилей.

Европа

Имеет самую ровную поверхность, и к тому же одна из самых ярких среди всех спутников. На фото Европы видны множественные линии на ее поверхности. Это разломы и трещины в ледяной оболочке, что делают ее изображения уникальными и необычными.

Но кроме этих геологических объектов есть также горные хребты и кратеры, оставшиеся от столкновений с метеоритами.

Луна

Ученые предполагают, что спутник нашей замечательной планеты сформировался где-то 4,5 миллиарда лет назад, а вот гипотез происхождения Луны бесчисленное множество.

Спутник с диаметром 3475 километра оказывает влияние на некоторые процессы на Земле, в том числе на приливы и отливы морей и океанов. А первый календарь используемый Человечеством был Лунный.

снимок Земли и Луны

На фото: Это реальный кадр, в котором мы одновременно можем видеть и Землю и Луну

Это единственный космический объект во Вселенной, на котором побывал человек. К тому же, Луна считается самым близким к Солнцу спутником планеты, так как ни Венера, ни Меркурий собственных спутников не имеют.

Ио

Художественное изображение вероятного пейзажа на Ио

Самый близкий спутник, расположенный к поверхности Юпитера, имеет диаметр 3643 километра. А назвали его в честь жрицы Геры.

Это самый активный в геологическом плане объект Солнечной системы, так как на поверхности Ио равномерно расположились более 400 действующих вулканов. Это обусловлено близостью к материнской планете, гравитационное поле которого активно воздействует на недра своего спутника.

io (moon)

Он так же как и многие другие спутники был открыт Галилеем, а активные исследования Ио начались в конце 70-х годов прошлого столетия.

Каллисто

Kallisto

В 1610 году этот величественный спутник Юпитера открыл Галилео Галилей, а вот наименование в честь возлюбленной Зевса ему дал немецкий астроном Симон Марий.

Исследовали объект с диаметром 4821 километров в ходе американских космических проектов «Пионер» и «Вояджер». Именно эти космические аппараты дали неоценимые сведения о строении и физических характеристиках.

Kallisto

Как и спутник Земли, Каллисто всегда обращен к своей планете одной стороной, так как период обращения по орбите равен обращению вокруг собственной оси.

Титан

Titan (moon)

Почетное второе место в ряду больших спутников занимает самый крупный спутник Сатурна, названный из-за своих размеров Титаном. Диаметр его 5150 километров, а открыт он был голландским астрономом Христианом Гюйгенсом в 1655 году.

Размеры Титана

Единственный спутник нашей системы, на котором ученые точно подтвердили наличие жидкой воды, как и на Земле. А вот атмосфера, толщей более 400 километров, состоит из азота, и давит на поверхность Титана в 1,5 раза большим давлением, чем давление атмосферы на Земле.

Титан очень холодный, ведь температура составляет −180 градусов по Цельсию.

Ганимед

Ganymede (moon)

Вот и пришло время представить самый большой спутник Солнечной Системы, который обращается вокруг чарующего Юпитера. Диаметр объекта, входящего в группу галилеевых спутников равен 5268 километрам.

Ganymede (moon)

Ученые предполагают, что под 200-ткилометровой толщей льда в недрах Ганимеда расположен океан, в котором воды содержится во много раз больше, чем на Земле.

Открыл этот спутник Галилео Галилей, а имя в честь сына царя Трои ему дал уже Кеплер. Отметим, что это единственный спутник Юпитера названый в честь мужчины.

Некоторые факты о спутниках Солнечной Системы

• Два спутника Марса Деймос и Фобос были предсказаны задолго до своего реального открытия. Оба они ассоциируются со страхом.
  • Спутник Плутона Харон носит имя мифологического героя, перевозившего людей через реку смерти Стикс.
  • На сегодня ученые открыли в Солнечной системе 154 спутника, 115 из них имеют свои собственные имена, а остальные лишь временные буквенно-циферные обозначения.

Занимательно, что изучая космические объекты, параллельно можно изучать греческую и римскую мифологию, а также историю Человечества, так как спутники планет Солнечной системы носят имена мифических героев и языческих божеств.

Самые большие спутники во Вселенной

Пришло время узнать о самых больших экзолунах, известных на сегодняшний день. Вероятно, что многие из планет во Вселенной имеют естественные спутники, но сегодня поиски этих Лун — сложнейшая задача для Человечества.

Совсем недавно мы только научились находить планеты в других звездных системах, а поиски спутников этих планет ещё более сложны. И тем не менее, у научного сообщества есть небольшой список кандидатов в вероятные экзолуны.

Спутник планеты Kepler-1625b

Художественное изображение спутника

В 4000 световых лет от нас вокруг желтой звезды вращается экзопланета Kepler-1625b. Это газовый гигант с радиусом в 5-12 раз превышающий радиус Юпитера. В 2017 году с помощью телескопа Кеплер транзитным методом был найден возможный спутник этой планеты.

По предварительным оценкам, сателлит удалён от хозяина на 20 радиусов и имеет размеры Нептуна. Как Вам такая Луна? Очень интересно и то, что планета (и спутник) находятся в зоне обитания.

MOA-2011-BLG-262L

МОА

Статус этого двойного объекта ещё под вопросом. Но есть две основные версии.

Первая версия говорит о том, что это красный карлик, имеющий массу 10% солнечной, вокруг которого вращается планета в 17-18 раз тяжелее Земли. Но нам интересна вторая версия, которая кажется более правдоподобной.

Сторонники второй версии утверждают, что двойной объект не что иное, как блуждающая в межзвездном пространстве планета массой от 3 до 4 масс Юпитера, вокруг которой вращается спутник массой вполовину от земной. TheBiggest.ru надеется, что в ближайшем будущем статус этих объектов будет точно определен.

WASP-12 b 1

В 870 световых годах от нас есть звезда, которая как две капли воды похожа на наше Солнце. Сегодня нам известно, что вокруг этой звезды вращается как минимум одна планета. Однажды TheBiggest.ru упоминал о ней в статье о самых больших планетах, это WASP-12 b — газовый гигант, в 1,74 раза превышающий размеры Юпитера, который вращается вокруг звезды на расстоянии 0,025 а.е., что в 40 раз меньше расстояния между Землей и Солнцем.

Нам известно и то, что вокруг этой экзопланеты вращается спутник с радиусом 0,57 радиуса Юпитера (он в 6,4 раза превышает размеры Земли). Сегодня это самый большой известный спутник во Вселенной.

Авторы статьи: Валерий Скиба, Алексей Щербаков