Говоря о самых больших видах техники, нельзя не вспомнить о самолётах. Нередко видя в небе этих летающих красавцев, мы задаёмся вопросом какой же самолёт самый большой. В этом списке сложно выделить одного победителя, потому как некоторые самолёты являются самыми тяжёлыми, некоторые самыми длинными, а другие самыми широкими или грузоподъёмными. Но TheBiggest, опираясь на обобщённые данные по массе и габаритам, постарается расположить самые большие самолеты в этом списке довольно объективно.
Самолёт | Масса пустого (т.) | Размах крыла (м.) | Длина (м.) | Высота (м.) | Площадь крыла (м²) |
---|---|---|---|---|---|
Ан-225 «Мрия» | 285 | 88,4 | 84 | 18,2 | 905 |
Airbus A380 | 276,8 | 79,75 | 73 | 24,09 | 845 |
Hughes H-4 Hercules | 136 | 97,54 | 66,45 | 24,08 | 1061,88 |
Model 351 Stratolaunch | 226,796 | 117,3 | 72,5 | 15 | неизвестно |
Boeing 747-8 | 213,2 | 68,4 | 76,3 | 19,4 | 554 |
Ан-124 | 178,4 | 73,3 | 69,1 | 21,08 | 628 |
Lockheed C-5 Galaxy | 169,693 | 67,88 | 75,54 | 19,85 | 575,98 |
Airbus A340-600 | 177 | 63,45 | 75,36 | 17,22 | 437,3 |
C-17 Globemaster III | 128,1 | 51,74 | 53,04 | 16,79 | 353,03 |
Airbus A400M Grizzly | 76,5 | 42,4 | 45,1 | 14,7 | 221,5 |
1
Ан-225 «Мрия»
Самым тяжелым и одновременно самым грузоподъемным самолетом в мире является Ан-225 «Мрия». Самолет стал заключительной вершиной мысли советских авиаконструкторов. Над его разработкой работали в 1984–1988 году в киевском отделении конструкторского бюро Антонова. 21 декабря 1988 года «Мрия» поднялась в небо в свой первый полет.
Прототипом для создания самолета «Мрия» стал Ан-124. Что же делает Ан-225 уникальным? Шестимоторный турбореактивный двигатель, стреловидное крыло, двухкилевое оперение. Но главное, Ан-225 пять может поднять в воздух 250 тонн груза. Такой груз может взять и Ан-124, но только наружным грузом. Вот уж действительно TheBiggest! При создании «Мрии» были заложены конструктивные отличия, которые и помогли достичь такой грузоподъемности.
Возможности самолета-тяжеловеса были продемонстрированы на вставке авиатехники в Ле Бурже, где «Мрия» пронеслась над головами зрителей и специалистов с «Бураном» на спине. Мир был уложен на лопатки. Но судьба самолета была тесно переплетена с судьбой страны, в котором он был создан. Совершив еще несколько полетов, с распадом Советского Союза, с «Мрии» сняли двигатели и законсервировали.
В 2014 году украинская «Мрия» ожила. Самолет восстановили, и он совершил ряд коммерческих полетов, в Австралию, Китай и Германию. Но дальнейших перспектив для запуска Ан-225 в серийное производство нет. КБ Антонова не раз становилось на грань банкротства. Несмотря на трудности обслуживания и финансирование проекта, «Мрия» остается единственным экземпляром самого большого в мире самолета. А о разработках более крупного самолета подобного типа в новостные ленты еще не поступало.
В завершении рассказа о «Мрии» скажем, что в 2016 году началась работа по созданию из самолета летающей стартовой площадки. Идея 60-х годов о запуске космических кораблей с самолета может снова обрести реальные черты.
2
Airbus A380
A380 — самый большой и тяжелый пассажирский самолет в мире. Его взлетная масса до 560 тонн. Самолет A380 вмещает 509 пассажиров, а его четыре двигателя Rolls-Royce развивают тягу по 1,5 тонны каждый. Это приблизительный эквивалент того, что могут произвести 3500 автомобилей.
С экологической точки зрения A380 также поднимает планку. Мегалайнер тише других самолетов, потребляет меньше топлива и даже может «думать» самостоятельно и автоматически тормозить после приземления на взлетно-посадочную полосу.
3
Hughes H-4 Hercules
Среди самых больших самолетов в мире Hughes H-4 Hercules можно назвать самым пожилым. Он также удерживает первенство по размаху крыльев, который составляет 98 метров.
Во время Второй мировой войны союзнические войска столкнулись с проблемой быстрой передислокации большого количества войск. С целью создания такого самолёта в 1943 году в США начали работу несколько конструкторских групп. Результатом работы стал выпуск в 1947 году Hughes H-4 Hercules. Деньги на проект дал миллиардер Говард Хьюз.
В самолете могут разместиться 750 солдат или 60 тонн груза. Грузоподъемность была обеспечена путем установки в крылья 8 дополнительных двигателей. На то время это был самый крупный самолет. Но Hughes H-4 Hercules был создан в одном экземпляре. В 1947 году он совершил всего один полёт, и сейчас это самолет-музей на воде.
Читайте также: ТОП-10 нелепых видов оружия Второй мировой!
4
Model 351 Stratolaunch
Первоначальная идея компании Stratolaunch Systems заключалась в использовании летающих самолетов для запуска спутников и других космических аппаратов, а также в облегчении сбора данных о космических полетах. Позже компания немного пересмотрела задачи проектируемого аппарата и решила сделать из своего флагманского самолёта стартовую площадку для гиперреактивных самолётов.
Эта идея подтолкнула компанию в сотрудничестве с производителем аэрокосмической продукции Northrop Grumman и его дочерней компанией Scaled Composites к созданию самолета Model 351 Stratolaunch. Stratolaunch впервые поднялся в воздух в апреле 2019 года, после чего стал крупнейшим самолетом в мире по размаху крыльев.
По словам Space.com, Stratolaunch, отклонившись от своего первоначального намерения запускать спутники с самолетов, перейдет к разработке самолетов с ракетными двигателями, способных многократно преодолевать звуковой барьер. Что ж, thebiggest желает разработчикам воплотить в жизнь все свои планы и значительно изменить привычные нам высокоскоростные путешествия и космические полеты.
5
Boeing 747-8
Самолет данного типа был создан в 2005 году и стал самым крупным грузовым самолетом, который вывели в массовое серийное производство. К началу 2017 года выпущено 76 машин.
На борт Boeing 747-8 может принять 140 тонн груза. Это критическая масса, при которой самолет может взлететь. Двухпалубный самолет Boeing может также принять на борт 581 пассажира. В мае 2010 года компания Boeing начала выпуск пассажирской версии самолета, ставшей самой большой моделью пассажирских авиалайнеров в мире.
Поражают и размеры воздушного корабля: размах крыльев 69 метров, а высота с пятиэтажный дом и равняется 20 метрам.
6
Ан-124 «Руслан»
Созданный в СССР АН-124 превзошел американский самолёт по грузоподъемности, и занял первенство, как самый крупный самолет в мире. Испытания АН-124 начались в 1982 году на аэродроме в Киеве. Получивший имя «Руслан», создавался для перевозки мобильных комплексов пуска баллистических ракет и использовался до 1985 года только в военных целях. В этом году из Владивостока в Якутию в два приема «Русланом» был доставлен 152-тонный самосвал «Юклид».
Грузоподъемность самолета — 150 тонн, а размер крыльев, как ширина Красной площади — 73 метра. Из последних достижений — в 2016 году «Руслан» доставил из Санкт-Петербурга в Магадан 100-тонную турбину. На сегодня это самый большой серийный самолет в ряду военно-транспортных моделей.
7
С-5 Galaxy
Первый испытательный полет над небом США Lockheed Model 500 (С-5А «Галактика») совершил 30 июня 1968 года. Уже в 1969 году С-5А был запущен в серийное производство. Быстрота, с которой создавался самолет, повлияла на его летно-технические характеристики.
Так, малоресурсные двигатели не позволили использовать его в гражданских компаниях, и он стал военно-транспортным самолетом ВВС США, а задуманная грузоподъемность свыше 100 тонн, была снижена до 79 тонн. Несмотря на это, С-5А до 1982 года оставался самым большим самолетом этой категории.
Самолет этой серии перевез из Японии в США советский самолет МиГ-25П, угнанный Беленко в 1976 году.
8
Airbus A340-600
Самолет A340-600 является самым вместительным из семейства A340 компании Airbus: он вмещает от 320 до 370 пассажиров (или 475 пассажиров с высокой плотностью пассажиров).
Самолет, который может эффективно использоваться в коммерческих, корпоративных или правительственных операциях, включает в себя самые современные технологии, такие как облегченные композитные конструкции и экономичный аэродинамический дизайн, а также удобные для пилотов кабины, средства управления полетом и системы.
9
C-17 Globemaster III
В противостоянии стран НАТО и стран Варшавского договора, США не оставляла идея создания крупного транспортного самолета, превосходящего по характеристикам советские аналоги.
Эта идея нашла воплощение в создании C −17 Globemaster III, который совершил первый свой полет 15 сентября 1991 года. Конструкторы задумали машину, которой не нужны асфальтобетонные полосы, если в результате ракетного удара аэродромы будут разрушены.
В сложившейся геополитической ситуации начала 1990-х годов, модель C-17 утратила свою актуальность. По сравнению со своим предшественником С-5 Globemaster был маневреннее, мог намного выше подняться в небо, максимальная взлетная масса составляет 263 тонны. Но взять на борт С-17 может только 78,1 тонны груза, это предельная цифра для него.
Сейчас самолет редко, но используется ВВС США для переброски войск и военных грузов в страны Европы и Ближнего Востока. Кстати, на thebiggest.ru есть очень интересная статья о самых безопасных самолетах в мире.
10
Airbus A400M Grizzly
В ряд больших самолетов можно поставить и A400M Grizzly. Эта модель самолета, полностью разработанная европейскими специалистами, должна была снять с Евросоюза технологическую зависимость от США.
Затяжной проект, начавшийся в 2001 году, закончился в 2009, когда A400M Grizzly совершил первый испытательный полет. Эту машину очень ждали европейские военные. Самолет может подняться в воздух с 41 тонной груза на борту. Прежде чем выйти в серийное производство, A400M Grizzly ждали жесткие испытания и обширные по географии: от холодной Гренландии до жаркой ЮАР.
A400M Grizzly имеет сложную электронную систему управления, долго дорабатывались конструктивные формы фюзеляжа и шасси. На сегодняшний день самолет может принять на борт 120 десантников или 2 вертолета AH-2 Tiger или AH-64 Apache, или 1 вертолет Cougar NH90.
Несмотря на недостатки, A400M Grizzly позволил странам Евросоюза, пусть и не на первых ролях, вклиниться в ряд производителей больших самолетов.
✈️ Первые крупные самолёты в истории
АНТ-20 «Максим Горький» — первый крупный самолёт
Первыми на пути строительства крупных самолетов были конструкторы СССР. К созданию больших самолетов в СССР приступили в начале 30-х годов ХХ столетия. В конструкторском бюро Туполева в апреле 1934 года был собран восьмимоторный самолет АНТ-20, получивший имя «Максим Горький». Первый полет, которого состоялся 27 июня 1934 года, и составил 35 минут. В 30-40-х годах это был самый большой самолет своего класса.
Советские летчики установили на «Максиме Горьком» два рекорда, подняв груз массой 10 000 кг и 15 000 кг на высоту 5 000 м. Это была, по большому счету, агитационная модель и в серию данный тип самолета вошел под кодом АНТ-20Бис. Первый экземпляр АНТ-20 «Максим Горький» на показательных полетах над московским аэродромом 18 мая 1935 года столкнулся с истребителем И-5, и разбился.
Douglas DC-3
Не отставали и американцы. 17 декабря 1935 года совершил свой первый полет крупный транспортный самолет Douglas DC-3 (в СССР получил кодировку ЛИ-2). Самолеты данной серии выпускались как в грузовом, так и в пассажирском варианте, в США и Японии до 1945 года, в Советском Союзе до 1952 года.
Большую популярность самолет приобрел в годы Второй мировой войны, доставляя военные грузы и личный состав на дальние расстояния. Военный вариант был немного модифицирован: укреплен корпус и усилена мощность двигателя, что увеличило грузоподъемность машины. Douglas DC-3 вписал свои рекорды в страницы истории самолетостроения. Это был самый массовый самолет: выпущено 16 079 экземпляров.
Удивительно, но некоторые экземпляры Douglas DC-3 до сих пор эксплуатируются!
В заключение
Что ж, большие самолеты поражают нас своим могущественным видом и размахом крыльев. Эти крылья поднимают в воздух не только грузы, но и самооценку Человечества. Конструкции, которые в сотни, тысячи раз тяжелее воздуха, с легкостью поднимаются в небо.
Наука не стоит на месте, и, возможно, в будущем в небо поднимутся принципиально новые модели самолетов-тяжеловесов, и наш список пополнится самолетами, которые превосходят описанные в статье по летно-техническим и грузоподъемным характеристикам.
Человек с древнейших времен, глядя в небо, завидовал птицам и мечтал, вот также когда-нибудь подняться в небо. От легендарного Икара, приделавшего себе к рукам крылья и до первого самолета братьев Райт, история засвидетельствовала множество попыток, предпринятых человеком, чтобы покорить небо.
Сегодня при производстве самолетов используют передовые технологии, их тестируют с помощью различных методик, проверяя на качество полетных характеристик и безопасность. А для крупных транспортных самолётов добавляется еще одна проверка — на грузоподъемность.
При рассмотрении самых больших самолетов в мире, не перестаешь удивляться, до чего мог додуматься человеческий гений, и судя по тенденции развития самолетостроения, совершенству в этой области нет предела. В людской психологии заложен пунктик, если уж создавать, то обязательно что-то большое, крупное, чтобы удивить весь мир.
Интересно, что у каждой модели своя жизнь. Одни были созданы лишь в единственном экземпляре, другие вышли в серийное производство. Но какова бы ни была судьба каждой машины, все они оставили след своих двигателей в голубом небе, на страницах истории, в судьбах людей.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования 27 января 2017 года.
Да ты чё!!!… (правда отдаю должное за трудолюбие)
А что такое шестимоторный турбореактивный двигатель?
Эйрбас самый большой пассажирский самолёт, 509 пассажиров. А как же Боинг с 570?
Это в много классовом исполнении. Бизнес и Вип Класс много пространства съедают. А в Одно классовом исполнении мин 900 человек .
Красивая подборка. Чувствуется профессиональная работа автора.