Если упрощённо представить себе историю Человечества, то можно увидеть, что это постоянное усовершенствование оружия. От камня и палки, которые взял предок человека для защиты или нападения до современного оружия, способного уничтожить Землю.

Человек научился воевать на суше, в воздухе, на море и даже под водой. Человечество уверенными шагами двигалось к своей мечте — покорить глубины мирового океана. Но все проекты создания подводных лодок, начиная с античности, заканчивались или неудачей, или больше походили на батискафы.

Самые большие субмарины

И вот в XIX веке мечта стала приобретать реальные очертания. От фантастического «Наутилуса» Жюля Верна до создания первой подводной лодки прошло немного времени. В конце XIX века некоторые страны мира уже стали использовать подводные лодки при ведении военных действий. В ХХ веке их стали усовершенствовать, и сейчас глубины океанов бороздят лодки на атомном ходу с водоизмещением свыше 45 000 тонн, способные нести на своём борту тонны смертоносного оружия.

Вот о таких больших лодках и пойдёт наш рассказ. Но прежде, перевернём несколько страниц истории развития подводного флота.

 

Подводная лодка Шильдера

Подводная лодка Шильдера

Первой военной подводной лодкой по праву можно считать аппарат русского изобретателя К. Шильдера.

В 1834 году с этой лодки был произведён первый запуск ракет. Конструкция представляла собой цельнометаллический корпус длиной 6 метров и высотой 1,8 метра.
На вооружении лодка имела мину в виде 16-килограммового сосуда и ракету, которая выпускалась через специальную трубу, закреплённую на корпусе.

Опыт и чертежи Шильдера широко использовались русскими конструкторами при создании подводного флота России.

На нашем сайте thebiggest.ru есть очень интересная статья о великих победах русского флота. Советуем к прочтению.

 

U-31

U31

Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времён Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.

Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре аппарата этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.

Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать.

Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны её экипаж уничтожил 224 корабля.

 

Подводный авианосец I 400

Подводный авианосец I 400

Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» — самая большая субмарина времён Второй мировой войны.

Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6 500 тонн. Японская субмарина могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолёты. После успешной операции в Перл-Харборе, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.

В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 субмарины типа I 400.

В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 аппарата были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.

I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных субмарин.

 

Навага

Навага

В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина — 11,7 метра. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миллиметровой лодки был разделён на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.

Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все субмарины этого типа были утилизированы.

 

Триумфан

Le Triomphant

В ходе реализации этого французского проекта было построено 4 подводных лодок, в период с 1989 по 2009 год. Реализация проекта «Триумфатор» началась в 1982 году. Его целью было заменить устаревшие модели подводного флота ВМС Франции.

Длина корпуса подводной лодки типа «Триумфан» составляет 138 метров, ширина — 14,5 метров. На вооружении лодки состоит 16 ракет класса М45.

По сравнению с предыдущими французскими проектами, на этом поколении лодок были усовершенствованы системы, позволяющие лодке долгое время оставаться незамеченной и система обнаружения противолодочного флота противника.

Все четыре лодки и сегодня несут боевые дежурства в составе военного флота Франции.

 

Цзинь

094 «Цзинь»

Китайцы относительно поздно приступили к созданию крупных лодок стратегического назначения. В 1999 году началась реализация проекта 094 «Цзинь».

«Цзинь» имеет длину 140 метров с общим водоизмещением 11 500 тонн. На вооружении у лодки стоят 12 баллистических ракет, дальность полёта — 12 000 км.

Проект был сильно засекречен. Субмарина прошла испытания в 2004 году. Сейчас ВМФ Китая имеет на вооружении 6 подводных лодок типа 094 «Цзинь».

Американский спутник впервые сфотографировал атомный подводный крейсер китайцев в 2006 году. В этот момент 094 «Цзинь» стояла в порту Сяопиндао в Жёлтом море.

Интересно и происхождения названия. В Китае в III — IV веках и в XII — XIII веках правила династия Цзинь. Также «цзинь» — это китайская мера веса, равная 500 грамм.

 

Вэнгард

подлодка Вэнгард

В число самых крупных входит британская подводная лодка типа «Вэнгард». Проект был реализован постройкой в начале 90-х годов ХХ столетия четырёх атомных стратегических подводных крейсера. Первые решения по модернизации подводного флота и постройки больших лодок были приняты в Англии в 1983 году.

Лодка «Вэнгард» является однокорпусной, длиной 150 метров и шириной 12,5 метра. Лодка оснащена 12-ю ракетами типа «Trident-2 D5». На лодке была усовершенствована система запусков ракет. Новая пусковая установка значительно сокращала время подготовки ракеты к запуску.

Но и новая система даёт сбои. В январе 2017 года с подводной лодки «Вэнгард» был осуществлён неудачный запуск ракеты «Trident». После пуска ракета отклонилась от заданного курса и упала в Атлантический океан.

Все четыре лодки состоят на вооружении Королевских ВМС Великобритании. Одна из лодок постоянно несёт боевое дежурство в Атлантическом океане.

 

Кальмар

Проект "Кальмар"

Ещё один советский проект по созданию нового типа субмарин. Примечательно, что проект «Кальмар» создавался под определённый тип баллистических ракет Р-29Р.

В 1972 году начали реализовывать проект 667БДР «Кальмар», а в 1976 году лодки этого типа уже совершили групповой трансокеанский переход. В длину корпус новой лодки был 155, 5 метра, водоизмещение в подводном положении 13 050 тонн. «Кальмар» может погружаться на глубину 320 метров и развить скорость под водой до 25 узлов. В автономном плавании «Кальмар» может находиться более 90 дней.

Отличительной чертой «Кальмара» является то, что весь боекомплект, а это 16 баллистических ракет, он может выпустить одним залпом.

За историю существования проекта 667БДР «Кальмар» было введено в строй 14 аппаратов. На сегодняшний день 10 из них выведены из состава и утилизированы, 4-е подлодки «Кальмар» несут боевое дежурство в составе ВМФ России в Тихом океане.

 

Мурена-М

Проект Мурена М

Советские атомные стратегические подводные лодки 2-го поколения «Мурена» были введены в состав флота в 1975 году.

Размеры лодки сильно не отличались от первого поколения подобных аппаратов. Длина «Мурены-М» составляет 150 метров, ширина корпуса из лёгкой стали — 11,5 метров. Эти лодки развивают скорость в 15 узлов в надводном положении и 24 узла под водой.

На «Мурена-М» установлено 16 баллистических ракет, в отличие от лодок первого поколения, где их было 12. Дальность ракет составляет 9 500 км. Конструкторами разработана и более мощная силовая установка 55 000 л.с.

В 1999 году все четыре подлодки «Мурена-М» были выведены из состава ВМФ России.

 

Дельфин

Дельфин

«Дельфин», стала первой лодкой, зачисленная в состав военного флота России в 1903 году. В 1980 годах также назвали проект по созданию больших подводных машин стратегического назначения.

Проект 667БДРМ стал продолжением «Кальмара» и имеет классическую компоновку с двухвинтовой силовой установкой и ракетные шахты, расположенные за рубкой. Лодка одна из самых больших в мире, имеет длину 167,4 метра, ширина корпуса 11,7 метра. «Дельфин» может погружаться на глубину 650 метров, что делает её уникальной среди лодок подобного типа. «Дельфин» уникален также тем, что может осуществить пуск ракет с глубины 55 метров.

На вооружении стоят баллистические и межконтинентальные ракеты. Флот России использует подводные лодки «Дельфин» как в военных походах, так и в мирных целях. В 1998 и 2006 году с подводных лодок этого класса были запущены на орбиту искусственные спутники Земли.

 

Огайо

подводная лодка «Огайо»

В период с 1981 по 1997 год в состав ВМФ США были введены 18 стратегических атомных подлодок типа «Огайо».

Это машины третьего поколения с атомным реактором типа PWR. Силовая установка позволяет развивать скорость в 25 узлов под водой и 17 узлов в надводном положении лодки. Длина корпуса «Огайо» 170,7 метра, а ширина — 12,8 метра.

В гонке вооружений с СССР, США в середине 60-х годов пришли к выводу, что невозможно одним ударом уничтожить стратегические комплексы Советского Союза. Начались разработки нового типа вооружения, итогом которых и стал проект «Огайо». Каждая субмарина этого типа несёт в себе 24 баллистические континентальные ракеты. Ракеты с двумя разделяющимися боевыми головками и системой индивидуального наведения. Как и российские субмарины, «Огайо» могут выполнять пуск с подводного положения. Для самообороны в носовой части расположено 10 торпед.

На сегодняшний день в составе ВМС США состоят только этот тип стратегических подводных лодок.

Есть и интересный факт из истории использования «Огайо». Несмотря на всю свою мощь и размеры, 11 августа 2009 года «Огайо» спасла потерпевших бедствие. Командир в перископ увидел тонущих в океане людей, принял решение всплыть и оказать помощь. В результате было спасено четыре мужчины и 14-летний мальчик.

 

Борей

подводная лодка «Борей»

С целью замены стоящих на вооружении субмарин более совершенными, в начале 90-х годов российские конструкторские бюро начали разработку новой подлодки. Проект получил кодовое название 955 «Борей». «Бореи» стали подводными крейсерами стратегического назначения четвёртого поколения.

Первая лодка типа «Борей» вошла в состав ВМФ России 19 августа 1995 года и носила имя «Санкт-Петербург». Эти лодки единственные в мире, которые приводятся в движение с помощью одновального водомётного двигателя. У лодки типа «Борей» двухкорпусная конструкция из сверхпрочной стали. Размеры лодки: длина — 170 метров, ширина — 13,5 метров. При таких размерах «Борей» развивает подводную скорость 29 узлов. «Борей» оснащен 16 ракетами типа «Булава».

Кстати, о самых больших двигателях в мире на thebiggest.ru есть очень познавательная статья.

Срок автономного похода субмарины составляет 90 суток. Во многом такие сроки зависят и ограничен по питанию, которое аппарат может взять на борт. Максимальная глубина погружения достигает 400 метров.

В составе ВМФ России состоят 5 кораблей проекта 955 «Борей». Ракетоносцам присваивают имена традиционные для кораблей флота 1-го ранга и кодовую букву «К». На 2017 год запланирована закладка ещё трёх лодок этого типа. Восьмая субмарина будет носить имя «Князь Пожарский». Введение в состав военного флота России этих субмарин должно произойти до 2020 года.

 

Акула

подводная лодка «Акула»

Проект 941 «Акула» — самая большая подводная субмарина в истории Человечества. Она стала ответом СССР на создание американцами подводного крейсера «Огайо».

Субмарину «Акула», больше известную как «Тайфун» разработали в Ленинградском КБ «Рубин». Второе название дал Леонид Брежнев, назвав её «Тайфуном» в 1981 году из-за её сокрушительной мощи.

Действительно, «Акула» поражает своими размерами и вооружением. Её длина 178,5 метра, ширина корпуса 23,3 метра. Махина, размером с девятиэтажный, дом развивает скорость 12 узлов на воле и 23 узла в подводном положении. Максимальная глубина, на которую может погрузиться «Тайфун» — 500 метров.

При таких размерах и ходовых характеристиках «Акула» оснащена мощнейшим боекомплектом. В шахтах установлено 20 ядерных ракет Р-29. Кроме того, на «Акуле» установлены 20 реактивных ракет и ПЗРК «Игла». Для доставки боекомплекта на лодку был создан специальный корабль «Александр Барыкин», водоизмещением 16 000 тонн.

За время существования проекта с 1976 по 1989 год было сконструировано и введено в боевой строй 6 подлодок. Сейчас в состав ВМФ России входит 3 стратегических подводных крейсера «Акула».

Конструкторами продуманы максимальные комфортные условия для экипажа во время военных походов. Так, на подлодке есть бассейн, солярий с сауной, а также небольшой спортивный зал.

 

Заключение

Самые большие подлодки в мире

В заключение скажем, что военное противостояние СССР и США привело к реализации грандиозных проектов по созданию больших атомных подводных аппаратов. В эту гонку, судя по субмаринам Второй мировой войны, могли вмешаться и немецкие конструкторы, но по мирному договору Германии запрещено иметь военный флот.

Иметь на вооружении подобные большие атомные лодки престижно, но пусть они лишь несут боевое охранение и никогда не применяют свой смертоносный боевой запас.

Большие субмарины

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Мощно… Жаль в 90-е потеряли много времени, а еще хуже, что распили атомный флот на железо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here