Паровозы — один из самых удивительных механизмов, созданный человеком. Паровозостроение в России прошло долгий путь, от первого небольшого паровозика отца и сына Черепановых до современных скоростных локомотивов.
На фото: П-36, «Генерал», последняя пассажирская серия Коломенского завода
Сквозь связь времён рассмотрим самые красивые советские паровозы. Но сначала вспомним, с чего всё начиналось, включив в первую часть статьи красивые машины, колесившие по железным дорогам царской России.
1
Паровоз Черепановых
Начнём с прадедушки всех отечественных паровозов, который собрали Ефим и Мирон Черепановы в 1833 году. Маленький и компактный он мог перевозить груз весом 3,2 тонны, а разгонялся по рельсам до 16 км/час. Россия в вопросе создания первого рельсового транспортного средства на паровой тяге на 2 года обогнала Германию.
Всего изобретательные, бывшие крепостные Демидова, Черепановы создали две машины.
2
Тип 2-2-0
Собрали этого небольшого красавца в 1851 году, и он стал первым российским пассажирским паровозом. Перед началом Первой мировой войны эти модели получили обозначение Д.
Использовали их для перевозки пассажиров на железнодорожном маршруте Москва — Петербург. В империи во второй половине XIX столетия растёт потребность в железнодорожном транспорте, и паровозостроительные заводы открываются в Коломенском, Брянске, Харькове, Луганске.
3
Модель П
Индекс «П» означал пассажирский, а собирали их на заводах Франции и России. Всего с 1891 по 1905 год было выпущено 169 машин.
Считался быстроходным для своего времени, ведь разгонялся до 107 км/час. Конструктором этой модели был русский учёный и талантливый инженер Александр Бородин.
Уже в 1930-х в период развития тяжёлой промышленности Наркомат путей сообщения СССР заменил их более мощными моделями.
Кстати, о самых быстрых паровозах в мире читайте на нашем сайте thebiggest.ru интересную статью.
4
Ь «Ерь»
Первоначально маневровые паровозики производили за границей, а с 1877 по 1957 в России и СССР. За долгую историю производства выпускался разных модификаций, с двумя и тремя осями.
Выпускался также на заводах Чехословакии и Японии. Активно эксплуатировался на КВЖД, обслуживая поезда, идущие в Харбин. Тип 0-2-0 работал в блокадном Ленинграде, доставляя в магазины и пункты раздачи вагоны с хлебом.
Не пропустите также на нашем сайте thebiggest.ru увлекательную статью о самых длинных поездах в мире.
5
Бп-36 (В-36)
Русский пассажирский паровоз американского производства, в котором использовалась паровая машина Воклена. А вот инженером был Балдвин, отсюда и двойная индексация «Б» или «В».
Выпускали их с 1895 по 1899 год. Модель вошла в историю, так как этот паровоз тянул поезд, на котором великий писатель и гуманист Лев Толстой в последний раз проехал из Москвы в Ясную Поляну.
6
У-127
Модели «У», что означает «Уральский», собирались на Путиловском заводе с 1906 по 1912 год. А, непосредственно, У-127 служил уже гражданам Советской России.
Колёсная формула была 4-6-0, а назывался он «Ленинский комсомол». Время пощадило машину, и сейчас «У-127» выставлен в музее транспорта в терминале Павелецкого вокзала.
Отметим, что его использовали в траурной процессии на похоронах В.И. Ленина.
7
С68
Колёсная формула продукции Сормовского завода была американского типа — 1-3-1. Из-за этого эти локомотивы называли «Русский Прери». Но было и российское прозвище — «Гончая Малаховского», так как разгонялся паровоз до 115 км/час.
Начали собирать их в 1910 году, а с 1912 был запущен в массовое производство на Луганском, Харьковском и Невском заводах. Снят с производства в 1919 году.
Эксплуатировались до середины 60-х годов, а до наших дней сохранился лишь один экземпляр с серийным номером «68».
8
Су
Впускали Су (Сормовский усиленный) с 1924 по 1954 год. За всю историю выпуска пережил несколько модификаций. Красивый, мощный паровоз трудился на железнодорожных линиях по всей стране.
Имеет очень торжественный вид, и был использован в нескольких советских кинофильмах. На сегодня сохранило 6 экземпляров в рабочем состоянии, 7 находятся в музеях России и стран СНГ.
На постаментах в качестве памятников застыли 14 машин Су различных модификаций.
9
Э
Стал переходной моделью. Начинал историю как российский, а потом его выпуск возобновили в СССР. Сразу после того, как первый раз встал на рельсы, получил прозвище «Эшак» или «Эшка».
Стал самым массовым советским паровозом, и одним из самых красивых. Сохранилось множество экземпляров, которые стоят в музеях или на постаментах у железнодорожных вокзалов.
Не раз снимался в фильмах, в том числе в «Неуловимых мстителях» и «Адмирале» с Константином Хабенским.
10
СО
Наладили выпуск этой серии «Серго Орджоникидзе» в 1934 году. Выпускались с перерывами до 1951 и имели разные индексы в зависимости от модификации — СО17, СО18, СО19.
В годы войны часть машин была передана в ведение НКВД для обслуживания прифронтовых территорий. Локомотивы с номерами 17-12 и 17-1613 дошли до Берлина.
В память о подвиге советских железнодорожников в некоторых городах бывшего Союза, эти поезда въехали на пьедесталы.
11
ФД20
Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский», выпускавшийся на Ворошиловградском заводе в 1931-1942 гг., полностью обеспечил СССР мощными транспортными средствами в период индустриализации.
В течение года рабочие ВПЗ создавали более 500 машин. Был очень популярен в плакатной живописи предвоенного времени. Широко использовались в период Второй мировой войны.
В послевоенное время практически не использовались, так были слишком тяжёлыми, но на их основе создавались новые модификации.
12
ИС
Коломенский и Ворошиловградский заводы одновременно с выпуском «ФД» освоили выпуск паровоза «Иосиф Сталин». Первый экземпляр в честь 15-ой годовщины Октябрьской революции прибыл для показа лично Сталину в Москву.
После испытаний «ИС» запустили в серийное производство, а в 1936 создали локомотив обтекаемой формы ИС20-16. В период борьбы с культом личности их переименовали в ФД.
Единственный сохранившийся экземпляр ИС20-578 стоит в Киеве у депо «Киев — пассажирский», но на борту написано «ФДП20-578».
13
Е
Локомотивы на паровой тяге серии «Е» производились по чертежам русских инженеров на заводах США и Канады сначала для Российской империи, а потом для СССР, который вёл ожесточённую войну с нацистской Германией.
Непосредственно ЕА, ЕМ и ЕМВ поставлялись в СССР по ленд-лизу в 1943-1946 гг. Это были военные машины, которые называли «локомотивы без роскоши».
В их производстве старались использовать минимум цветных металлов, но и без этого выглядели они очень агрессивно и привлекательно. Сохранилось много экземпляров.
Один с номером 534 стоит в Музее октябрьской железной дороги, а также на памятниках в честь военных железнодорожников.
14
Л-3653 «Победа»
Один из лучших советских локомотивов серии «Л» выпускался с 1945 по 1955 год., и стал одним из массовых. За 10 лет выпустили свыше 4 тыс. машин.
Непосредственно Л-3653 можно увидеть в депо Подмосковья, а в бывших республиках СССР сохранившиеся экземпляры используют в качестве экскурсионных.
Локомотив в славном ряду машин «Л» снимался в фильме «Ворошиловский стрелок».
15
23-001
Вышел с конвейера завода в Улан-Удэ, и потому имел буквенное обозначение «УУ». Был произведён в единственном экземпляре в 1949, а проработал на железнодорожных линиях до начала 60-х.
Это был опытный экземпляр типа 1-5-2. В США такие модели назывались «Техас». Отличительной чертой «УУ» была большая нагрузка на ось, достигавшая 23 тонн.
Трудился гигант на перегоне Красный Лиман-Основа, а его конструктором был П. Шаройко.
16
ЛВ
Город, в котором производили этот компактный локомотив, несколько раз переименовывали. Одно время он был Луганском, потом Ворошиловградом, затем опять Луганском. Буквенный индекс «Л» был дан в честь конструктора Льва Лебедянского, а «В» означало город производства.
На фронтоне была красная звезда с барельефами В. Ленина и И. Сталина. Первоначально их называли ОР18, по заводу Октябрьской революции и силе нагрузки на ось, равной 18 тс. Выпускались красивые машины с 1952 по 1956, а эксплуатировались на железных дорогах союзных республик до середины 70-х.
После закрытия проекта «ЛВ» магистральные паровозы в СССР больше не производили.
Заключение
Паровозы России и СССР это уже история, но памятники неутомимым труженикам железнодорожных перегонов стоят во многих российских городах. Они напоминание о становлении молодой советской страны, о тяжёлых годах Великой Отечественной войны, о периоде восстановления и послевоенной мирной жизни.
Красивые все-таки наши паровозы.
«В послевоенное время практически не использовались» — Ага! Только на днях читал, как в 1947году паровоз ФД с грузовым составом «догнал» и разделал в щепки пассажирский поезд! Было много жертв,а причина была не в паровозе: локомотивная бригада бодрствовала уже 18 часов, глубокой ночью они задремали и проехали запрещающий сигнал….
Дополните статью знаменитой Овечкой, паровоз серии Ов. Как был найден, спасен и изменен порядковый номер последнего сохранившегося экземпляра паровоза серии С, хорошо описано к книге Никольского А.С. «Паровозы, серия С».
Очень приятно увидеть знакомую машину. Паровоз на фото нр 9 стоит возле ТЧ-6 Свердловск-Пассажирский.
Хорошую информацию о паровозах и другом тяговом подвижном составе можно найти в книгах В.А. Ракова «Локомотивы железных дорог СССР» -научный труд, по всем сериям и модефикациям
Еще в школе собирали металлолом. Он долго лежал у нас на заднем школьном дворе. Жаловались в комитет комсомола, в областную пионерскую организацию. металлолом забрали, а потом нам сказали, что из него сделают тепловоз на Ворошиловградском заводе.
От нашей школы была делегация 5 человек, в которую попал и я. Нас повезли на завод, где на торжественном собрании «наш локомотив» выехал из ворот цеха. Назвали его «Ворошиловец»… До распада СССР оставалось 5 лет…
Самый основательным и красивым по всем статьям считаю ЛВ!
А как же П-36???????????
Красивые, не то что сейчас аэродинамика, за которой все скрыто…
Первое для подобных статей:
Необходимо запомнить, что у нас применяется ОСЕВАЯ формула, т.е по количеству осей. В США же -формула КОЛЕСНАЯ, по числу колес. Очень режет взгляд, когда русский или советский локомотив обозначается по-американски.
Про «двупарку», т.е. локомотив 2-2-0. На фото американский паровоз, причем реконструированный. Начало ХХ века. Это еше заметно по униформе бригады. К нашим дорогам этот паровоз отношения не имеет. Другое дело, что был похожий, серии Дж, собранный в ж.д.мастерских
Второе: Когда же вы, аффтарята эпохи ЕГЭ, запомните, что нет на жел.дорогах » манёвренных» локомотивов? Есть МАНЕВРОВЫЕ! Совсем не одно и тоже.
Паровоз «С» имел действительно формулу 1-3-1. В американском варианте этот тип локомотива назывался «Прери» и был не особо распространен на дорогах Америки.
«Б» и «В» совершенно разные локомотивы. «В» действительно имел паровую машину Воклена, а упомянутая «двойная индексация» это обозначение локомотива до 1912г (Бп) и после, когда паровозы получали другие обозначения
Про серию «Э» следует упомянуть, что паровоз с различными модификациями строился до 1957г. Именно «с модификациями», а не » чисто Э».
В период борьбы с культом личности Сталина, паровоз ИС был переименован в ФДп, «п» означало » пассажирский».
А вообще, чтобы писать подобный материал, надо хотя бы немного любить железную дорогу…
Спасибо за комментарий. Действительно, очень тяжело найти хорошую информацию о паровозах. Особенно сложно с фотографиями паровозов. Если подскажете интересную литературу по теме, то будем очень признательны и по возможности исправим все недочеты.
Ну, например, Тищенко В.Н. «Паровозы железных дорог России. 1837-1890. В 2 частях».
В.Г.Януш «Русские паровозы за 50 лет».
Так же, уже упомянутый выше, В.А. Раков «Локомотивы железных дорог СССР».