Впервые в истории женщина, самостоятельно находясь за штурвалом аэроплана, поднялась в воздух в октябре 1909 года, а вот в России это произошло в 1911г. Но обо всем по порядку, и перед нами самые известные лётчицы в истории мировой авиации.
С тех пор как человек стал покорять небо, представительницы прекрасного пола старались не отставать от мужчин, и уже в начале ХХ века в мире появляются первые женщины-авиаторы. Еще даже не уровнявшись в политических и гражданских правах с мужчинами, прекрасный пол начал штурмовать небо.
1
Раймонда де Ларош
Можно сказать, что женщина впервые поднялась в небо случайно. 22 октября 1909 г. владелец аэроплана Шарль Вуазен дал своей подруге Раймонде прокатиться по полю аэродрома в Ле Бурже.
Естественно, женщина не удержалась от соблазна полетать и подняла аэроплан в небо. Пролетев на шестиметровой высоте чуть более трехсот метров, Раймонда благополучно посадила машину.
После этого случая бывшая успешная актриса стала лётчицей, и установила несколько рекордов среди женщин по дальности и высоте полета. Она погибла в 1919 году в авиакатастрофе, но в тот трагический полет пилотом был мужчина, а отважная девушка лишь пассажиркой.
2
Тереза Пельтье
Еще одна француженка по праву может называться первой женщиной-авиатором в мире. Впервые она поднялась в небо в июле 1908 года, в качестве пассажира.
Тогда она не имела прав для управления самолетом, и за штурвалом был ее друг Леон Делагранж. Но некоторые исследователи утверждают, основываясь на показания свидетелей, что Лон давал своей подруге «порулить» летательным аппаратом.
Несмотря на то что полет составил всего двести метров, это нисколько не умаляет заслуг смелой женщины, и она вошла в историю как настоящий герой.
Читайте также: Самые быстрые самолёты в мире.
3
Элен Дютриё
Бельгийка Элен родилась в 1877 г. в семье велогонщика, и с детства увлекалась гонками. Участвовала в велосипедных гонках, где завоевывала награды и устанавливала рекорды.
Кроме увлечения велосипедным спортом, юная девушка беззаветно влюбилась в небо. В декабре 1908 года совершила несанкционированный полет, но разбила свой аэроплан «Санто-Дюмоне». После этого твердо решила стать пилотом, и в 1913 году Элен установила несколько рекордов, за что была удостоена Ордена почетного легиона. Участвовала в Первой мировой войне, и успешно боролось в небе над Парижем с немецкими летчиками.
Отметим, что Элен Дютриё первой из женщин поднялась в небо, но первенство отдали де Ларош, потому что она не разбила свой аэроплан, и полет зафиксировали, как первый удачный.
4
Домникия Кузнецова-Новолейник
Подданная Российской империи с прекрасным именем Домникия стала первой в России женщиной, поднявшей аэроплан в небо. Это случилось во время проведения показательных полетов на Международной неделе воздухоплавания, которая проводилась в Санкт-Петербурге в 1911 году.
Женщина знала лишь теорию воздухоплавания и имела отдаленные представления об управлении летательными аппаратами. Но бесстрашная Домникия на аэроплане своего мужа поднялась в небо. Девушка не справилась с управлением, и машина рухнула на землю.
К счастью, никто не пострадал, но летчицей Домникия так и не стала, оставшись в истории «недипломированной авиатриссой».
5
Лидия Зверева
Лилия стала первой в России женщиной-авиатором, получившей диплом. С детства девушка мечтала о полетах в небо, и после уроков убегала на холмы за городом понаблюдать за полетами аэростатов.
В 1911 году после окончания института девушка поступает в Гатчинскую авиашколу, и 10 августа того же года успешно сдает летные экзамены.
После того как она стала пилотом, вместе с мужем Лидия активно участвует в демонстрационных полетах, а переехав в Ригу, открывает собственную школу авиаторов. Скончалась пионер российской женской авиации в 1916 г. в возрасте 25 лет. Причиной смерти стало заболевание тифом.
6
Гарриет Куимби
А вот в США первую лицензию пилота получила отважная и талантливая Гарриет Куимби. В 1912 году она перелетела через Ла-Манш, стал первой представительницей прекрасного пола, кому это удалось.
Кроме полетов, Гарриет была успешной сценаристкой, и в 1911 году по ее произведениям сняли 7 фильмов в Голливуде. В одном из фильмов сыграла второстепенную роль. Но все же настоящим ее увлечением было небо.
Отважная летчица трагически погибла в июле 1912 года. Во время полета над Бостонским аэродромом самолет по неизвестным причинам перевернулся, и она вместе с пассажиром выпали и разбились о землю.
7
Бесси Колман
В нашем списке замечательных женщин по праву занимает свое почетное место и первая темнокожая женщина-пилот, родившаяся в 1892 году в американском Техасе.
Работая в парикмахерской, юная Бесси познакомилась с летчиками и увлеклась авиацией. Но из-за расовых предрассудков ей отказали при поступлении в летную школу.
Но целеустремленная девушка не унывала, и заручившись спонсорской поддержкой предпринимателей, выучилась на пилота в Париже. Бесстрашно исполняла трюки в воздухе, чем прославилась на весь мир. Лётчица трагически погибла в 1926 г, когда во время полёта поток воздуха бросил ее на крыло самолета.
8
Элинор Смит
Отважная Элинор стала самой молодой из пилотесс мира, получив лицензию пилота в 16 лет. В 6 лет впервые пролетела на самолете над картофельными полями Лонг-Айленда, а в 10 лет уже начала брать первые уроки воздухоплавания.
В сентябре 1927 года успешно сдала экзамены, и начала самостоятельно летать. В историю вошел ее трюк, когда юная американка на своем самолете пролетела под четырьмя мостами Нью-Йорка.
Была единственной женщиной, кто пилотировал «Спейс Шаттл» в летном режиме. Свой последний полет совершила в возрасте 83 лет, а в марте 2010 легендарной летчицы не стало.
9
Сабиха Гёкчен
Одна из восьми приемных дочерей Ататюрка, Сабиха выбрала для себя опасную, но увлекательную профессию. В 23 года она стала первой женщиной-пилотом Турции, а позже стала военным летчиком-истребителем.
В 1935 г. посетила с приемным отцом авиашоу, и на вопрос отца хочет ли сама заняться авиацией, ответила утвердительно. Девушка начала летать в 1936 г., и сразу приняла участие в военных операциях против восставших курдов.
За свою карьеру женщина Востока, бросившая вызов предрассудкам, пилотировала 22 вида самолета, а всего на счету смелой турчанки 8 тысяч летных часов, из них 32 часа боевые вылеты.
10
Амелия Мэри Эрхарт
Американка Амелия стала первой в истории женщиной-авиатором, которой удалось перелететь через Атлантический океан. Но до этого события увлеченная девушка работала медсестрой, а на авиационной выставке в Лос-Анджелесе в 1920 году совершила свой первый полет.
В 1922 г. отважная женщина поднялась на самолете на высоту 4 300 метров, что стало на тот момент рекордом для женщин-пилотов. В 1928 г. состоялся знаменитый Трансатлантический перелет на трехмоторном самолете «Фоккер» F-VI, названном «Дружба».
В 1937 г. на самолете «Lockheed Model 10 Electra» американка попыталась совершить кругосветный перелет, но пропала без вести где-то в центральной части Тихого океана.
11
Берил Маркхэм
Свидетельство пилота уроженка Великобритании Берил получила в 1933 г. Она была первой женщиной, перелетевшей над северными водами Атлантики из Англии в Канаду.
Долгие годы Берил работала в Кении, совершая полеты над Африкой со спасательными миссиями.
С детства Берилл любила лошадей и была великолепной наездницей. Она стала первой женщиной в Кении, получившей официальную лицензию, позволяющую обучать верховой езде. Выпустила книгу мемуаров «На Запад, вслед за ночью». Эта книга легла в основу сюжета фильма об отважной британке «Тень на солнце».
12
Беате Узе
Первая, и пока единственная, женщина-каскадер Германии 30-х годов родилась в 1919 г., а после переезда на учебу в Англию, увлеклась авиацией.
Но родители запрещали дочери заниматься опасным видом деятельности, и только в 1937 Беате удалось поступить в летную школу. Неоднократно побеждала в соревнованиях по спортивному пилотированию.
Во время войны стала перегонщиком самолетов «Люфтваффе». В апреле 1945 года найдя самолет без пилота, эвакуировала больного сына и раненых из Берлина. После войны летчикам «Люфтваффе» запретили летать, и Беате открыла первый секс-шоп в мире.
13
Надежда Попова
Многие из нас смотрели великолепный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики», но мало кто знает, что у героев фильма были реальные исторические прототипы.
Был такой и у красавицы Маши. Режиссер даже оставил герою фильма настоящую фамилию Попова. Надежда, окончив школу, поступила в аэроклуб города Сталино (Донецк), а в годы Великой Отечественной была заместителем командира женской эскадрильи ночных бомбардировщиков.
«Ночные ведьмы», как называли лётчиц 46-го авиаполка, наводили ужас на врага своими ночными налетами. В 1945-м Надежда стала Героем Советского Союза. Умерла она на 92-ом году жизни и похоронена в Москве.
14
Лилия Литвяк
Маленькая, хрупкая Лилия родилась в Москве в 1921 г, когда женщины делали только первые шаги в освоении неба. В 15-летнем возрасте уже совершила свой первый полет, учась на тот момент в херсонской авиационной школе.
Работала инструктором, а в 1942 г. добилась того, чтобы ее зачислили в боевую эскадрилью. Отважно сражалась в небе над Сталинградом, сбивая немецкие самолеты. На ее счету сбитый немецкий асс, барон, который имел до этого 30 воздушных побед.
1 августа 1943 года в небе над Донбассом самолет девушки с белой лилией на фюзеляже не вернулся с четвертого за день боевого вылета. Лилия погибла не дожив до 22-летия 17 дней. Только в 1971 году удалось отыскать место захоронения Литвяк. Отважная летчица удостоена звания Героя Советского Союза, и дважды посмертно повышалась в звании.
15
Валентина Терешкова
Продолжим наш увлекательный рассказ о женщинах-пилотах удивительной и смелой женщиной, которая первая из представительниц прекрасного пола совершила полет в Космос. Наш сайт thebiggest.ru особо трепетно относится к теме космоса и истории его освоения, поэтому мы не могли обойти стороной эту великую личность.
Сразу после получения среднего образования Валентина была вынуждена пойти работать, так как отец погиб в Финскую войну, и необходимо было помогать матери. В 1959 году записалась в Ярославский аэроклуб, и совершила более 90 прыжков с парашютом.
Но целеустремленная девушка не останавливалась на достигнутом и прошла отбор в школу космонавтов. 16 июня 1963 г. весь мир узнал имя первой женщины-космонавта, совершивший 3-суточный полет на корабле «Восток-6». Без сомнения, Терешкова является одной из самых известных летчиц во всем мире.
16
Светлана Капанина
А завершим наш обзор героем нашего времени, очаровательной российской летчицей Светланой Капаниной. Отважная девушка семикратный чемпион мира, а на сегодня инструктор конструкторского бюро Сухого.
Еще в детстве Светлана увлеклась техникой, гоняла на мопедах и мотоциклах, а в школе была активной участницей всех спортивных соревнований.
В 1988 г. медик по образованию пришла в авиацию и добилась в этом виде деятельности высоких достижений. Имеет множественные награды, в том числе и «Орден мужества», который получила из рук Президента России.
Видео с её полётами Вы можете увидеть ниже:
Мы представили лишь 16 известных лётчиц, но, поверьте, их намного больше. Можно только преклоняться перед отвагой и мужеством этих прекрасных женщин, бросивших вызов воздушной стихии. Их достижения, рекорды и подвиги золотыми буквами вписаны в историю мировой авиации, а память о них запечатлена в бронзе, книгах, кинофильмах, а также в сердцах миллионов людей, искреннее любящих небо.
Ждем ваших отзывов и комментариев к этой статье. Напишите какие ещё известные лётчицы, на ваш взгляд, не вошли в этот список.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в январе 2018 года.
А про Катю Зеленко забыли? Первая и единственная женщина, которая совершила воздушный таран и погибла. Ей было 24 года. 1941 год. Это настоящая героиня, Герой Советского Союза. Свой подвиг она совершила на самолёте Су-2.
А, причем здесь Терешкова? Она летчиком никогда не была, а, ее заслуги в освоении космоса сводятся к роли подопытного и большой амбиции руководителя СССР!
Интересно как…
Фото Натальи Гынку есть, а в статье про неё ни слова )
Ну хорошо, допустим…
А для чего лепить фото Светланы Гынку, если её не упоминаете? 🙂
Читаешь заголовок и понимаешь, что есть «самые известные летчицы», а значит есть летчицы малоизвестные, а значит есть и никому неизвестные летчицы.
Пытаюсь разобраться дальше….
Так…. 16 «самых известных летчиц» не испугались, и все таки сели за штурвал!!!!!
Капец…. Значит остальные «известные летчицы» зассали и за штурвал не сели никогда. Трусихи, потому что, наверное. Тогда не понятно, как они стали летчицами, а тем более известными?
Наверное малоизвестные и неизвестные летчицы самолеты видели только на картинке в книжке-раскраске……
Вопрос автору сего «сочинения», а сдать ЕГЭ сколько стоит?
Здравствуйте. Слишком много выводов делаете из заголовков! А потом на их основе логику применить пытаетесь. Так додумайте сами сколько стоит сдать ЕГЭ, раз уж до этого всё додумывали сами.
А Савицкая?
на 14 фото не Лилия Литвяк а Мария Долина, Герой Советского Союза, воевавшая во время Великой Отечественной войны в 125 гвардейском бомбардировочном полку имени Марины Расковой на пикирующем бомбардировщике Пе-2
Благодарю! Поправили!
Александр, как мог повлиять на буржуинов в городе Лондоне Маршал Авиации Савицкий, когда они скрипя зубами одели лавровый венок Абсолютной Чемпионке Мира по высшему пилотажу советской девчонке, на советском самолёте сделавшей всех: американок, европеек с налётом на порядок больше,чем у нее. по блату 18 авиационных мировых рекордов не устанавливают… в те времена не обязательно было иметь папу Маршала, чтобы стать лётчиком, или парашютистом.заявление в АСК, медкомиссия, рупь членских взносов в год, и вперёд за орденами. другое дело,что из 10 начинающих продолжают 1-2, остальные , узнав,за что лётчикам шоколад дают, уходят сами.
Ну как лётчик Савицкая стоит гораздо выше Терешковой и многих других из этого списка.
Валентина Гризодубова, Марина Раскова, где упоминание о них?
14. На фото Долина Мария Ивановна, гвардии-капитан, 72 боевых вылета на Пе-2. Фото зачем-то отражено слева-направо.
Где про достижения дважды героя СССР, абсолютной чемпионки (завоевала данный титул при 214 часов налета) по пилотажному спорту, рекордсменки Светланы Савицкой?
Автор забыл так же не упомянул Марину Попович.
Но про эту даму …..при отце Командующем ПВО и …..,стал бы и летчиком и …?
Забыта Прославившаяся на всю планету и Советский Союз Копец Инна Андреевна своими мировыми рекордами на вертолете МИ 26 …А почему забыта Сапова Галина, единственный Пилот-инструктор Гражданской авиации вертолета Ми-8 , с налетом часов 11600…
У автора очень поверхностные познания о женщинах- летчиках.
14 На фотографии не Лидия Литвяк, а Долина , Герой Советского Союза,летевшая на Пе 2, а не на истребителе.
Под заголовком «Лилия Литвяк» стоит фотография Марии Долиной, Героя Советского Союза, зам. командира эскадрильи 125 Гвардейского Борисовского авиаполка имени Марины Расковой. Полк летал на Пе-2. Аккуратнее, автор!
На автомобилях то не могут безопасно ездить, а за штурвалом и подавно!
а где Попович, Раскова, Гризодубова? Ведь Терешкова не летчица в отличии от них.
Ярославский Учебно-Авиационный Центр, куда и я попала по распределению после Волчанского Училища…Там все сейчас в распределении земли…Терешкова? Да нет ее, икона…Она сделала своё дело.. .И этому делу поклонимся…