ТОП-10: Самое большое метро

От изобретения колеса и до наших дней Человечество не уставало совершенствовать средства передвижения. Кого сейчас удивишь межконтинентальными перелетами или кругосветным путешествием на современном пассажирском морском лайнере. Да что говорить, если Человечество начало покорять Космос.

В начале XIX века человеческая мысль додумалась до изобретения паровоза, и уже в конце этого же века создала подземные железные дороги. Теперь миллионы людей ежедневно пользуются метро.

При своей схожести, каждое метро удивительно по своей структуре, количеству и отделке станций, чередованию подземных и наземных линий.

Наш рассказ про самые крупные и уникальные метрополитены мира.

Мехико (Sistema de Transporte Colectivo Metro)

Sistema de Transporte Colectivo Metro

Первая линия метрополитена Мехико была открыта в 1969 году, и состояло всего из нескольких станций. Сегодня же это метро самое большое в странах латинской Америки, а на Североамериканском континенте по размерам уступает только Нью-Йоркскому.

Мексиканское метро насчитывает 195 станций, которые объединены в 12 линий. Ежегодно метро Мехико перевозит 1,5 млрд. человек.

Уникальность этого метро в том, что передвижной состав в основном на шинном ходу. Оригинальна структура метро, связанная с тем, что город находится в горах. 115 станций расположены под землей, 55 – на уровне земной поверхности и 25 станций построены над землей.

На многих станциях наряду с надписями символы людей, животных, стрелки. Образами продублированы и названия станций. Все это сделано для удобства ориентации в огромном метрополитене неграмотных жителей Мехико.

Одна из станций метрополитена мексиканской столицы посвящена метро разных стран мира. На одной из фотографий на фоне Собора Василия Блаженного изображена схема Московского метро.

Метрополитен Мехико выше других расположен над уровнем моря, 2340 метров.

При постройке метрополитена в Мехико в 1967 году был обнаружен храм ацтеков в честь Эекатля-Кецалькоатля. Теперь пассажиры станции «Пино Суарес» могут видеть этот древний храм в виде пирамиды.

Москва (Московский метрополитен)

Московский метрополитен

Возможно, Московское метро войдет в мировую историю по продолжительности реализации проекта, ведь от идеи до запуска первой линии метрополитена прошло 60 лет. Первая идея строительства была предложена в 1875 году, но бурные события российской истории конца XIX – начала ХХ века не давали воплотить проект в жизнь. Только 15 мая 1935 года была открыта первая линия метро, включающая 13 станций и 12 подвижных составов.

Сегодня московский метрополитен, состоящий из 197 станций и 12 линий, охватывает не только российский мегаполис, но и часть Московской области. Ежегодно поезда метро перевозят 2,5 млрд. пассажиров. В последние годы метро разрастается, открываются все новые станции и платформы. В сентябре 2016 года запустили движение по Московскому Центральному кольцу, которое, как и кольцевая ветка, связало радиальные линии, но на большем радиусе.

В системе Московского метрополитена сооружено 5 метромостов. По этому показателю Москва уступает только Парижу. По архитектуре в Москве один из красивейших метрополитенов в мире.

Московский метрополитен продолжает официально носить имя Владимира Ленина. Никаких решений по переименованию с конца советской эпохи принято не было.

Лондон (London Underground)

Лондонское метро

В 1818 году инженер Марк Брюнель изобрел механизм, позволяющий прорывать тоннели в мягком грунте под поверхностью земли. Это изобретение дало толчок к реализации проекта постройки железной дороги под землей.

Первая ветка метро Лондона «Метрополитен рейлуэй» отправила в путь первый поезд на паровой тяге 10 января 1863 года. Всего 6 км, но это был прорыв человеческой мысли. Таким образом, Лондонское метро первое, и самое старое метро в мире.

История сохранила те первые станции и подвижные составы с поездами разве что в рисунках и фотографиях. Сегодня Лондонский метрополитен современнейшая система из 270 станций и 11 линий. Было 12 линий, но одна из линий после реконструкции стала частью наземной линии Лондонской наземной дороги.

Одним из уникальных проектов современного развития Лондонского метро стала реализация программы «Искусство в метрополитене». Рекламные щиты на станциях украшены копиями шедевров мировой живописи, на платформах и вагонах знаменитые актеры читают известные стихи и поэмы прошлого и современности.

Токио (Тикатэцу)

Токийское метро

Метро японской столицы, пожалуй, известно на весь мир по существующей в нем должности «осия». Это люди, которые дежурят на платформе и помогают пассажирам зайти в вагон, откровенно заталкивая их в людскую толпу.

Введение такой должности вполне оправдано, ведь Токийское метро занимает первое место в мире по пассажиропотоку, перевозя в год 3,218 млрд. людей в год. Одной из самых загруженных и больших станций метрополитена в мире является станция Токийского метро «Синдзюку».

Первая ветка метро города Токио открылась в предпоследний день 1927 года и связала всего две станции.

Сегодня метрополитен — это система 285 станций, разделенных между государством и частной компанией. 179 станций на 9 линиях контролирует частная компания, 106 станций на 4 линиях принадлежат государству. Интересно, что разница в билетах минимальна, у «частника» на иен больше.

Токийское метро отличается других метро мира тем, что в нем используют колеи трех различных параметров. Ни на одной станции нет желоба безопасности.

Париж (Metro de Paris)

Парижское метро

Благодаря Парижской подземной железной дороге весь мир узнал слова «метрополитен» и сокращенное от него «метро».

Парижская система метрополитена раскинула свою сеть на весь Париж и пригороды европейского мегаполиса. На строительство Парижского метро большое влияние оказала структура города. Один из старейших городов Европы имел множество подземных коммуникаций, подвалов, складов. Поэтому первые ветки строились строго под городскими дорогами и платформы были узкими.

Метро в Париже было открыто в 1900 году. Уже по сложившейся традиции, как это было с открытием Эйфелевой башней, метро открыли к Всемирной выставке.

Сейчас Парижский метрополитен это 14 линий и две короткие тупиковые. Протяженность дорог 220 км, на них уместилось 303 станции, 62 из которых пересадочные.

Примечательно, что многие названия станций метро Парижа связаны с Россией или Советским Союзом. Есть станция «Сталинград», «Севастополь», а вот станция «Крым» скорее всего, названа в честь коммуны в годы революции, и не связана с частью России — Крымом.

Пекин (Běijīng Dìtiě)

Běijīng Dìtiě

Пекинское метро поражает своей протяженностью. А какой же еще должна быть протяженность метро для одного из самых больших городов Земли. С протяженностью 527 км., оно уступает только Шанхайскому метрополитену.

Свое начало Пекинский метрополитен берет в 1969 году. Но до 1976 года метро пользовались только военные и люди, имеющие специальное разрешение от властей Китая. В годы бурных годов Культурной революции метро в течение долгих периодов не работало.

Сейчас это очень разветвленная система, состоящая из 14 городских линий и 8 линий ведущих в пригороды.

Китайские специалисты используют в метро новейшие технологии не только в подвижном составе, но и в отделке и освещении. На сегодняшний день это самое чистое и освещенное метро в мире. Многое китайцы заимствовали у других стран в плане украшения и отделки станций.

Метро китайской столицы в часы пик может пропускать до 10 млн. человек, что является мировым рекордом.

Мадрид (Metro de Madrid)

Metro de Madrid

Мадридский метрополитен уникален тем, что испанцы причисляют к метро и трамвайные линии, считая его легким, наземным метрополитеном, имеющим к тому же 8 подземных станций.

Метро в столице Испании начало работу в 1919 году. Неучастие в первой мировой войне, позволило Испании сосредоточиться на внутреннем развитии страны.

Протяженность метро 320 км и включено в эту длинную систему 13 подземных линий и 3 линии легкого трамвая. На этих ветках сосредоточено 326 комфортабельных станций.

В Мадридском метрополитене впервые в мире была применена система кольцевых линий, что намного упрощало соединение между собой удаленных районов.

Интересный факт из истории испанского метро свидетельствует, что станцию «Чамбери» закрыли в 1966 году на реконструкцию. Но позже было решено не открывать её, ввиду близости другой большой станции.

Станция все же открылась в 208 году, но как станция музей. Все время, пока она была закрыта, станцию называли «станцией-призраком».

Шанхай (Shànghǎi Dìtiě)

Shànghǎi Dìtiě

Шанхайское метро занимает 1-е место по протяженности линий. Вся система метрополитена составляет расстояние более 500 км. Шанхайский метрополитен также занимает ведущее место в мире, как самое быстроразвивающаяся транспортная система.

Открывшееся совсем недавно в 1993 году, сегодня метро Шанхая насчитывает 16 линий и еще 5 строятся, что увеличит протяженность примерно на 220 км.

Отличительной чертой метро является не фиксированная плата за проезд, а в зависимости от расстояния. Ток подается через верхний токосъем, а не нижний, как в большинстве метрополитенов мира.

Китайские города перенаселены, поэтому метро ощущает большую загруженность. В часы пик пассажиропоток Шанхайского метро достигает 7 млн. человек. В такие периоды перенимают опыт токийских «толкателей», чтобы поезда не выбивались из графика из-за долгой посадки людей в вагоны.

Управляется метро 4-мя частными компаниями, но принадлежит одному собственнику. Шанхайское метро просторное и чистое. При строительстве использован опыт российских и японских метростроевцев.

Сеул (Соуль тоси чхольт)

Сеульское метро

В русском произношении Сеульский метрополитен звучит немного странно «Соуль тоси чхольто». Но это одно из самых загруженных метро в мире. В год через турникеты и вагоны метрополитена корейской столицы проходит свыше 2,5 млрд. человек.

Открытое 15 августа 1974 года метро Сеула сейчас насчитывает 9 линий и 311 станций. Это метро удерживает первое место в мире по протяженности одной ветки. Линия No5 растянулась на 52 километра.

Уникальность сеульского метро еще и в том, что оно чисто подземное, на поверхности земли нет ни одной станции.

Интересно, что пригородные линии обслуживают больше пассажиров, чем городские почти на 120 тысяч человек. Большой толчок развитию транспортной системы дало проведение летний олимпийских игр 1988 года.

Нью-Йорк (New York City Subway)

Метро Нью Йорка

Вот мы и добрались по подземке к самому большому метрополитену в мире. Сложно представить, но метрополитен Нью-Йорка включает в свою систему 468 платформ, объединенных в 34 линии. Суммарное расстояние метро складывается в 1355 километров.

Свою историю Нью-йоркская подземка начинает в далеком 1868 году, кода на канатах над городом стали передвигаться одиночные вагоны на эстакадах. В 1890 году вагоны стали передвигаться с помощью электрического тока.

Несмотря на самый большой показатель по количеству автомобилей на душу населения, метро этого американского города довольно популярно. В день метрополитеном пользуются приметно 4 млн. человек.

Для легкой ориентации пассажиров станции названы строго по объектам, находящимся на земле. Но в Нью-Йорке много улиц с одинаковым названием, поэтому к названию станции добавляют номер линии.

Есть в метрополитене уникальная станция «Эссекс-стрит». Она вплотную прилегает к заброшенному трамвайному депо. На платформе установили скульптуры, в виде мальчишек собирающих упавшие жетоны или мелочь, животных, лазающих по колонам или выпрашивающих еду.

Нью-Йорское метро рекордсмен еще по одному показателю. Стация «Девятая улица» размещается на высоте 27 метров над поверхностью земли. Для нее сделана уникальная эстакада с двумя платформами и эскалаторами, выходящими в город.

Буквально метрополитен переводится как «столичная железная дорога». Но подземка давно вышла за рамки столиц. В Советском Союзе, например, была программа по постройке метро в городах, население которых превысит 1 млн. человек.

В заключение

Самые крупные линии метро

Во многих странах метро проектировалось и как военные объекты. В период «холодной войны» метро Москвы, Ленинграда, Нью-Йорка могли использоваться как бомбоубежища в случае ядерной войны.

Как бы там ни было, это очень удобный и доступный вид транспорта. Один недостаток, если вы приехали посмотреть город метро не даст вам тех впечатлений, как наземный транспорт. Но Московское метро, Пекинское или метро в Осло сами по себе произведения искусства. Их архитектура и отделка поражают своим великолепием и красотой.

Автор статьи: Валерий Скиба

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here