С древнейших времен морские битвы не уступали сухопутным столкновением по напряженности и числу задействованных боевых сил, а так же, как не печально это констатировать, количеству людских потерь. Цели на море те же, что и на суше – уничтожение сил противника, не позволение ему выполнить определенную боевую задачу, и, что немаловажно, установление контроля над территорией.

Военное превосходство на море дает целый ряд преимуществ. Эту непреложную истину давно поняли военные стратеги и правители государств, имеющих выход к морю, и со времен античности развитие боевого флота всегда было приоритетным в обеспечении обороноспособности и наступательном потенциале ведущих мировых держав.

Поднимем архивы, старые карты и рассмотрим самые крупные морские сражения в истории Человечества. Чтобы было легче ориентироваться, наш рассказ будет построен в хронологическом порядке.

Саламинское сражение. 480 год до н.э.

Саламинское Сражение

Царь персов Ксеркс намеревался захватить Грецию, но на пути его замыслам встала не только сухопутная армия греков, но и морские силы.

Одно из первых крупных сражений на воде в мировой истории произошло в Эгейском море между греческим и персидским флотом. Шла война и в узких проливах между островами и материком сошлись 311 кораблей греков и около 1000 персидских.

Военачальник греков спартанец Еврибиад сражался против самого Ксеркса, и своими умелыми действиями смог разбить намного превосходящие силы противника.

Поражение персов нарушило планы восточного царя и, в конечном итоге, переломило ситуацию в пользу греков в ходе греко-персидской войны. Основным плодом победы стало установление контроля объединенного греческого флота над Эгейским морем.

Сражение при Акциуме. 31 год до н.э.

Сражение при Акциуме

В последнем морском бою Античности сошлись корабли под командованием римского императора Октавиана Августа и политика, военачальника Марка Антония. В противостоянии у мыса Акций в Ионическом море решалась дальнейшая судьба Рима.

Долгое время не одна из сторон не могла получить тактического и оперативного превосходства. Переломным моментом стал внезапный уход 60 египетских галер Клеопатры обратно в порт. Октавиан воспользовавшись ситуацией, уничтожил большое число кораблей Антония. Уцелевшие суда укрылись в бухте, но позже сдались на милость победителя.

Битва стала завершающим этапом гражданского противостояния и борьбы за власть в Римской империи.

Битва при Лепанто. 1571 год

Битва при Лепанто

У входа в Патрасский залив в 60 километрах от города Лепанто в битве сошлись боевые эскадры Священного Союза и Османской империи. В историю она вошла как одна из самых трагических и кровопролитнейших битв, когда-либо происходивших на море.

Столкнулись не только армии, столкнулись два мировоззрения, две религии – католицизм и мусульманство. Под флагами Священного союза собрались силы многих католических государств.

Корабли неожиданно встретились ранним утром 7 октября, и в завязавшемся столкновении почти весь османский флот был сожжен за несколько часов, а 117 турецких судов были захвачены как трофеи.

Турки проиграли, и вся Европа увидела, что непобедимые доселе армию и флот Османской империи можно побеждать.

Гравелинское сражение. 1588 год

Гравелинское сражение

В ходе Итальянской войны 7 августа английские корабли неожиданно атаковали испанскую Великую армаду недалеко от французского побережья. На следующий день, получив подкрепление и боеприпасы, командующий англичан Френсис Дрейк решил встретиться с испанцами в открытом бою.

После продолжительного противостояния, испанцы начали отступать, потеряв в бою около 600 человек. Англичане два дня преследовали испанский флот, чтобы полностью разгромить, но так и не выполнили эту задачу.

Из 130 кораблей Великой Армады только 65 смогли вернуться в испанские порты. Некоторые из них попали в шторм у берегов Ирландии, и были выброшены волнами на берег. Большинство выживших после крушения моряков убили местные жители, остальные были захвачены в плен.

Битва при Гангуте. 1714 год

ганутское сражение

Чтобы укрепить сухопутные успехи в Северной войне, целью которой был выход к Балтийскому морю, России нужна была победа на море. У мыса Гангут в начале августа 1714 года шведы преградили путь русским кораблям с 15-титысячным десантом, завязалась битва. Это была настоящая проверка молодого, только зарождающегося российского флота.

Русские корабли взяли на абордаж фланговые суда шведов, вынудив их сдаться. Петр I лично принял участие в атаке на флагманский прам «Элефант». После непродолжительного сопротивления шведский флот сдался, а часть военных судов скрылись за Аландскими островами.

Гангутское сражение стало первой военно-морской победой русского флота и обеспечило ему свободу действий на Балтике. Русский царь после победы, за мужество и стойкость в абордажной атаке был произведен в вице-адмиралы.

Сражение при Гренгаме. 1720 год

Сражение при Гренгаме

Последняя морская битва Северной войны произошла вблизи острова Гренгам. Российская эскадра вплотную подошла к Аландским остовам и была неожиданно атакована шведами.

Корабли стали отходить на мелководье, где более крупные суда шведов сели на мель и не смогли успешно маневрировать. Воспользовавшись этим, русские моряки и офицеры на галерах взяли на абордаж 4 шведских фрегата. Остальные шведские корабли отступили.

Победа русской эскадры у острова Гренгам окончательно утвердила русский флот на Балтийском море, а главное приблизила подписание победного для России Ништадтского мира.

Чесменское сражение. 1770 год

Чесменское сражение

Перенесемся с севера на юг. В ходе русско-турецкой воны в Чесменской бухте произошло величайшая баталия между русскими эскадрами и турками. Общее командование российскими военно-морскими силами осуществлял граф Алексей Орлов.

В Хиосском проливе турецкие суда начали обстрел русских кораблей, но после контратаки, турки обрубили якоря и отвели свои фрегаты и линейные корабли в бухту.

Благодаря невероятному мужеству, стойкости и смелости русских моряков удалось уничтожить турецкие суда, и в восемь утра 26 июня двухдневный бой был завершен полной победой русского флота.

Победа позволила России контролировать пролив Дарданеллы и диктовать свои условия при заключении мира с османской империей.

Битва у мыса Трафальгар. 1805 год

Битва у мыса Трафальгар

Решающий морской бой периода Наполеоновских войн произошел в Атлантическом океане, у побережья Испании, неподалеку города Кадис.

Объединенный французско-испанский флот потерял в столкновении с англичанами 22 корабля. Английская эскадра не потеряла в ходе боя ни одного своего корабля, но у Трафальгара погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После двухдневного противостояния, начавшийся шторм потопил плохо державшиеся на воде суда, имевшие повреждения и пробоины.

Результатом поражения Франции и Испании стала утрата этими государствами преимущества на море. Англия же, наоборот, укрепила свои позиции морской державы.

Синопская битва. 1853 год

Синопская битва

Всего за несколько часов в гавани города Синоп у черноморского побережья Турции российский Черноморский флот разгромил турецкую эскадру.

Командовал российской флотилией вице-адмирал Павел Нахимов. Всего несколькими линейными кораблями он блокировал турецкие суда в бухте, а по приходу подкрепления начался обстрел. Умелыми действиями русским морякам и офицерам удалось уничтожить не только турецкие корабли, а также подавить шквальный огонь береговых батарей.

Пленены были многие капитаны турецких судов, в том числе и командующий вице-адмирал Осман-Паша. Чтобы не дать России развить успех в войну на стороне Османской империи в марте 1954 года вступили Великобритания и Франция.

Цусимское сражение. 1905 год

Цусимское сражение

Бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима произошел 14-15 мая 1905 года. По сути, исход сражения был решен в первый же день после массированной артдуэли между броненосцами.

Из 38 русских судов, участвовавших в бою, были затоплены или взорваны 21. Японские потери составили два небольших миноносца, а также небольшие повреждения других кораблей. Еще один миноносец затонул после случайного столкновения со своим же крейсером.

Битва стала крупнейшим морским сражением русско-японской войны 1904-1905 годов. Победа японского флота в Цусимском проливе выявила множественные недостатки в организации русской армии, а также приблизила общую победу Японии в войне.

Ютландское сражение. 1916 год

Ютландское сражение

В противостоянии стран в годы Первой мировой войны Германия и Великобритания не могли не сойтись на море, чтобы решить, чьи военно-морские силы сильнее, и кто, в конечном счете, будет контролировать водные пути.

Крупнейшее морское сражение Первой мировой произошло в Северном море неподалеку полуострова Ютландия. Германия стремилась полностью контролировать просторы мирового океана, а если конкретизировать, то уничтожить значительную часть британского флота. Английские суда успешно блокировали немцев, и не давали им свободно выходить в Северное море. Британия, разгадав планы противника, попыталась нанести неожиданный контрудар.

После битвы обе стороны заявили о своей победе. Германия смогла нанести значительный урон британской военной эскадре, но в то же время, Великобритании удалось удержать блокаду немецких судов.

Бой у Лейте. 1944 год

Бой у Лейте

Самая масштабная битва на море в истории военных конфликтов произошла в ходе Второй мировой войны между американским и японским флотом у острова Лейте в Филиппинском море.

В баталию в общей сложности было вовлечено 244 судна. Первые боевые столкновения принесли преимущество японцам, но они не смогли развить свое стратегическое превосходство, и в первый же день боя потеряли крейсер «Musashi». В результате японского обстрела затонул американский авианосец «Princeton», а многие корабли США повредили пилоты-камикадзе, направлявшие свои самолеты на вражеские суда.

Но в результате ошибки командования Японии, был отдан приказ к отступлению военно-морских сил и ухода авиации. После отхода японского флота, Япония окончательно потеряла стратегическое и оперативное преимущество в Тихоокеанском регионе.

Битва за Атлантику

Битва за Атлантику

Историческая наука ввела термин «Битва за Атлантику» для определения противостояния на просторах океана воюющих держав, как в годы Первой мировой войны, так и в период Второй мировой. Совокупность больших и локальных столкновений в водах Атлантики привели к большим людским потерям, а также уничтожению большого количества боевой техники. Самое страшное, что жертвами атак зачастую были мирные суда с не в чем неповинными пассажирами на борту.

Главной целью немецких морских сил в обеих войнах было нарушение транспортных коммуникаций между странами антигитлеровской коалиции. Государства, воевавшие с Германией и ее союзниками, стремились заблокировать немцев в европейских портах, и не дать им оперативного простора.

Важной составляющей битв за Атлантику стала подводная война, с использованием воюющими державами подводных лодок разных модификаций.

До сегодняшнего дня не удается точно посчитать потери обеих сторон в кровопролитнейших войнах ХХ века в борьбе за контроль над Атлантическим океаном.

Заключение

Крупные Морские сражения
Военно-морская техника прошла большой путь развития, от первых весельных галер и галеонов Древнего мира до современнейших авианосцев и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту.

В заключение отметим, что морские сражения не меньше наземных военных операций влияют на ход мировой истории. По окончании Второй мировой войны крупные морские бои ушли в историю, уступив место мелким локальным конфликтам. Но военно-морские силы в современных условиях не утратили своего тактического и стратегического значения, выступая поддержкой наземным военным операциям. Но хочется верить, что с каждым годом их будет все меньше, а со временем исчезнут совсем, и о морских баталиях мы сможем узнать только со страниц учебников и энциклопедий.

 

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here